Стен

Влияние почв на растения – ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПОЧВ НА РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПОЧВ НА РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПОЧВ НА РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЯ

Кочеганова А.В. 1


1

Науменко Л.С. 1


1


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF


Оглавление


IВведение 3


II Основная часть. Цель проекта


  1. Понятие и определение почвы 4


    1. Свойства и состав почвы


    2. Типы почв


  2. Характеристика рассматриваемых почв 5


  3. Испытуемый образец – лук и ее структура 6


  4. Исследование. Уход за растением 7


III Заключение. Вывод 8


IV Список используемой литературы 9


V Приложение 10-12


Введение


Каждый сезон, при сборе урожая, я стала замечать различие между ними. Один и тот же вид растения, тот же участок, но полученный результат разный. В одном месте богатый урожай, а в другом месте совсем плохой. И мне очень захотелось узнать причину такой разницы. Я решила сделать эксперимент на своем участке и выяснить эту причину.


Цель проекта: рассмотреть влияние различных типов почв на развитие растений одного типа в одинаковых погодных и климатических условиях


Задача проекта: рассмотреть несколько видов почв на своем участке и на выбранном образце растения сделать исследование, чтобы узнать причину не урожайности.


В ходе работы я пользовалась определенной литературой, а также советами моей бабушки. В учебнике Звягинцева Д.Г. «Биология почв» я узнала разнообразие видов почв и их состав. В издании «Сад и огород» я узнала более подробно про испытуемый образец и уход за ним. А так же из Интернет – ресурсов узнала про подкормки для моего образца.


Основная часть.


Понятие и определение почвы


Почва – это тонкий верхний слой земной коры, дающий жизнь растениям. Это самостоятельное природное тело, представляющее собой нечто среднее между живым и мертвым веществом. Самое ценное свойство почвы – плодородие, т.е. способность обеспечивать растения необходимыми питательными веществами и влагой. Почва состоит из минеральных частиц, органического вещества в основном растительного происхождения, почвенной воды, почвенного воздуха и населяющих ее живых организмов.


Свойства почв


Важнейшим свойством почвы является плодородие. Плодородие – это способность почвы производить урожай. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя. Благодаря плодородию – почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно разумно.


Состав почвы


песок минеральные соли


глина воздух вода


живые организмы остатки растений и животных


Типы почв


  1. Суглинистая почва


  2. Песчаная почва


  3. Чернозем


  4. Торфяная почва


Характеристика рассматриваемых почв


Суглинистая почва – это самый подходящий вид почв для вырвщивания садово – огородных культур. Она легко поддается обработке, содержит большой процент питательных элементов, имеет высокие показатели воздухо — и водопроводимости, хорошо удерживает тепло. Если взять пригоршню такой земли в ладони и скатать ее, то можно легко сформировать колбаску, которую, однако. Нельзя согнуть в кольцо, так как при деформировании она разваливается.


Благодаря совокупности имеющихся свойств, суглинистую почву не нужно улучшать, а необходимо только поддерживать ее плодородие: мульчировать, вносить под осеннюю перекопку навоз и по мере надобности, подкармливать высаженные на ней культуры минеральными удобрениями. Выращивать на суглинистых почвах, можно все.


Торфяные почвы так же находят применение под разбивку садово – огороднических участков. Однако, назвать их хорошими для выращивания культур достаточно сложно: содержащиеся в них элементы питания мало доступны для растений, воду они впитывают быстро, но также и быстро отдают, плохо прогреваются, часто имеют высокий показатель кислотности. Зато такие почвы хорошо задерживают минеральные удобрения и легко поддаются окультированию.


Чтобы улучшить плодородие торфяных почв необходимо насытить землю песком (для этого необходимо проводить глубокие перекопки так, чтобы поднять песок с нижних слоев) или глиняной мукой, на особо кислых вариантах применять обильное известкование, заботиться о повышении в земле содержания полезных микроорганизмов (вносить навоз, навозную жижу, компост, не обходить стороной микробиологические добавки), не забывать о калийно-фосфорных удобрениях.


Испытуемый образец


Лук – двулетнее растение, относится к семейству лилейных. Лук используют для приготовления пищи. Он очень полезен для человека. В нем содержатся витамины A, C, B1, B2, PP, эфирные масла. Лук играет важную роль в борьбе с болезнями зимне-весенний период.


Структура лука


  1. сочные чешуи


  2. верхушечная почка


  3. боковая почка


  4. сухие чешуи


  5. стебель –донце


  6. корни


Исследование. Уход за растением


1. Посадка испытуемого образца, лука, производилась на обеих типах почв одновременно, 25 мая 2015г. Посадку нужно производить на глубину не более 1-2 см.


2. Полив в период с 25 мая по июнь 20 осуществлялся на обеих грядках одинаково, раз в неделю. Потому что при недостаточном поливе перо лука становится сизовато-белого цвета, а при избыточном поливе — бледно-зеленым.


3. Рыхление почвы и прополка сорняков производилась сразу после того, как появились первые ростки. При рыхлении почвы, важно обращать внимание на то, чтобы лук не засыпался почвой, потому что в этом случае, как и при глубокой посадке, у лука сильно разрастается перо, а луковицы остаются недоразвитыми и вырастают мелкими


4. После 20 дней со дня посадки лука производилась первая подкормка раствором коровяка. Также раствор для подкормки можно сделать разведя в 10 л воды 2 ст.ложки куриного помета.


5. Через неделю после первой подкормки, производилась обработка лука для профилактики от вредителей. Обрабатывала растение опрыскиванием. Для приготовления раствора надо развести одну чайную ложку медного купороса в ведре воды и добавить столовую ложку жидкого хозяйственного мыла.


6. Третью подкормку проводила, когда луковица полностью сформировалась.


При этом не забывала поливать растение раз в неделю. Правда объем воды уменьшила почти в два раза.


К концу июля полностью прекратила полив. Мой лук больше не нуждался ни в поливе, ни в подкормке


Вывод


Глядя на готовы урожай я могу сделать вывод. Исходя из моего исследования, мы можем видеть, что при одинаковых погодных и климатических условиях в этом году в эксперименте победила торфяная почва. На торфяной почве я получила богатый урожай лука. Именно этот вид почвы оказался наиболее лучшим и благоприятным для выращивания испытуемого растения (в данном случае лук – репчатый) в Московской области северо – западном районе.


Литература:


  1. Звягинцев Д.Г., Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв. Издательство: МГУ, 2005г.


  2. Кизима Г.А. Сад и огород. Все делаем вовремя. ООО Издательство АСТ, 2015 г.


  3. Кизима Г.А. Что и когда сажать, удобрять и защищать. ООО Издательство АСТ 2014г.


  4. Уход за овощными культурами сайт.


  5. http://www.sadigorod.com/ru-uhod-za-ovshchnymi-kulturami.html


Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

Просмотров работы: 1754

school-science.ru

Влияние почвы на растения (роль)

Значение почвы определяется, во-первых, тем, что она представляет собой опорный субстрат для наземных и многих водных растений, а, во- вторых, тем, что из неё растения получают необходимые для жизни минеральные вещества и воду. Значение в жизни растений имеют структура почвы, её механический состав, содержание воды, кислорода, органических и минеральных веществ, температура, величина кислотности и другие свойства.

Эдафические факторы определяют распределение растений в пределах той или иной климатической зоны. В зависимости от состава и свойств почвы распределение растений чрезвычайно разнообразно.

Механический состав почвы

От механического состава почвы зависят водный, тепловой и воздушный режим, способность к поглощению минеральных веществ и другие свойства.

Растения приспособились к произрастанию на разных типах почв. Известны растения песчаных, глинистых, каменистых почв.

  • У растений, произрастающих на песчаных почвах, в связи с недостатком влаги выработались черты ксероморфной организации.
  • Растения, произрастающие на скалах и каменистых почвах, имеют неглубокую, но очень прочную корневую систему, и своеобразную форму роста (искривлённую, ползучую).

Величина кислотности почвенного раствора (pH)

На рост и состояние растений сильно влияет реакция почвенного раствора (pH). Большинство растений растёт при нейтральной или слабокислой реакции почв, но есть и такие, которые растут на сильнокислых или сильнощелочных почвах. На кислых почвах растут щавель кислый, щавель малый, хвощ полевой, щучка дернистая, а на щелочных — ясень, лиственница, мать-и-мачеха, очиток едкий. Материал с сайта http://doklad-referat.ru




Содержание питательных элементов

Исключительно важное значение для жизни растений имеет содержание в почве необходимых элементов питания (азота, калия, фосфора, кальция, серы, железа). По отношению к богатству почвы необходимыми элементами различают растения, распространённые преимущественно на плодородных почвах — евротрофные и растения, произрастающие на бедных почвах — олиготрофные.

К евротрофным растениям относятся ясень, вяз, ольха чёрная, липа, клён, медуница, сныть, к олиготрофнымсосна, берёза, багульник болотный, вереск обыкновенный, брусника и др. Есть растения, которые могут расти на засоленных почвах — солончаках и солонцах, их называют галофитами. Они растут по берегам морей, солёных озёр, в пустынях и полупустынях.


На этой странице материал по темам:

  • Влияние почвы на растения

Вопросы по этому материалу:

  • Какие свойства почвы наиболее важны для жизни растений?



doklad-referat.ru

проект «ВЛИЯНИЕ ПОЧВЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ»

Окружной конкурс проектных и исследовательских работ

Тема:

«ВЛИЯНИЕ ПОЧВЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ»

Номинация: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Авторы:

Зюкова Снежана

Полякова Маргарита

Руководитель работы:

Богачева Елена Викторовна

Содержание:

Введение.

Основная часть.

Глава 1. ДОРОЖЕ ЖЕМЧУГА И ЗЛАТА ПОД НОГАМИ – ЗЕМЛЯ!

Глава2. ПОЧВА И РАСТЕНИЯ

2.1. УСЛОВИЯ ПОСАДКИ

2.2. Результаты эксперимента через неделю

2.3. 14 дней с начала эксперимента

2.4. Результаты опытов через 30 дней

Глава 3. РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ!.

Заключение.

Список литературы.

Приложение 1.

Приложение 2.

ВВЕДЕНИЕ

«…Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»

К. Паустовский

Богата наша земля. Люди разыскали в ней залежи железа, меди, золота, угля, нефти. Им нет цены. И все же самое ценное на Земле – земля, почва.

О земле говорят – плодородная. Она родит плоды – рожь, пшеницу, картофель, ягоды, фрукты.

Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир. Где сохранилась почва, там взметнулись ввысь деревья, наливаются колосья пшеницы, разносится аромат зрелых яблок.

Издревле на Руси занимались земледелием. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. Потому с необычайной любовью и уважением относились люди к земле.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, земля или по-другому почва. Мы каждый день шагаем по неё, вытаптывая ботинками, с весны до глубокой осени бороним, рыхлим, поливаем на садовых участках. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Один из героев сказки на вопрос: «Что самое ценное на свете?», сказал: «Самое ценное на свете – земля. На ней мы рождаемся, живем и умираем, она наша кормилица. Поэтому земля – дороже жемчуга и злата» (Приложение 1).

Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила найти ответ на вопрос «Поэтому земля – дороже жемчуга и злата?».

Тема нашего исследования: «Влияние почвы на рост растений».

Объект исследования: почвы различного состава.

Предмет исследования: влияние почв разного состава на рост растений.

Возникло ещё много проблемных вопросов:

А что ж такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество?

Почему почвы бывают разного цвета?

По каким причинам одни садоводы получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие – скудный?

Цель исследования: изучение влияния состава почвы на рост растений.

Задачи исследования:

собрать и изучить информацию о почве;

провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;

изучить условия роста растений в различных почвах;

проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.

Гипотеза исследования

Мы предположили, что растения могут расти и развиваться в почве при создании определенных условий; значит, если изменять условия роста растений, состав почвы, то можно выяснить, какую роль играет состав почвы на рост растений.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках биологии и географии, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

Глава 1. ДОРОЖЕ ЖЕМЧУГА И ЗЛАТА ПОД НОГАМИ – ЗЕМЛЯ!

Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву.

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни.

Корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Но солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

Характеристика почв

Песчаные почвы

Песчаные почвы – это лёгкие, тёплые, хорошо пропускают воду, поэтому поспевают раньше других. Однако большинство овощных культур испытывают на них недостаток влаги: после дождей или полива питательные вещества промываются в нижние слои и становятся недоступными растениям. Эти почвы бедны также и микроэлементами. Поэтому перед посевом или посадкой овощных культур рекомендуется внесение глин в виде порошка до 10 кг/м2 с дополнительным обогащением почвы перегноем (3 кг/м2) и фосфорно-калийными удобрениями. Песчаные и супесчаные почвы — относятся к легким.

Их состав – это бесчисленное количество частичек песка, через которые с легкостью просачивается влага.

—  Эти почвы мало содержат питательные вещества.

—  Они быстро прогреваются, но и также легко теряют тепло.

—  Их легко и просто обрабатывать и они хорошо впитывают влагу.

—  Но без  систематической дополнительной обработки они не смогут обеспечить хороший урожай посаженных садово-огородных культур так как

— Растения обычно страдают от «недополучения» и нехватки воды. 

Из-за своей большой влагопроницаемости практически все питательные вещества из таких почв быстро вымываются, а органические вещества — начинают разлагаться. Поэтому в такие почвы необходимо добавлять гумус и связывающие вещества — компост и порошок торфа. Песчаные почвы часто имеют примесь глины.

Улучшают плодородие таких почв  искусственно — путем создания плодородного слоя или же постоянного внесения органических удобрений. Добавлять удобрения лучше в весеннее время и маленькими дозами. При внесении достаточного количества органических удобрений и необходимой влаги на песчаных супесчаных почвах хорошо растут плодовые деревья.

Солончаковые почвы

Солончаковая почва – это почва, в которой много растворимых солей по всему профилю. В верхнем слое такой почвы содержание солей может достигать 60 процентов.
Солончаковые почвы образуются под влиянием грунтовых, обогащенными минералами вод или засоленной горной породы. Они распространены в полупустынях, пустынях и южных степях, где могут простираться на обширные территории.
В местах близкого залегания грунтовых вод, в условиях выпотного режима происходит сильное испарение воды с поверхности почвы. Если грунтовые воды содержат минералы, то после испарения в капиллярах почвы оседают соли. Со временем процент их содержания увеличивается. Иногда солончаки могут образовываться из-за неправильного орошения, минерализации богатых натрием, хлором и серой растений-галофитов, наноса солей с помощью ветра и т.д.

 

Черноземые почвы

Чернозём – это богатые плодородные почвы, которые можно назвать гордостью России, её национальным достоянием. Во время Великой Отечественной войны немцы вагонами вывозили чернозём с Украины наравне с иными ценностями нашей великой страны. О великолепных свойствах чернозёма упоминается и в древних летописях V-VI века: «чернозёмная земля – наилучшая кормилица народа, потому что она не боится ни холодов, ни ветров и ливней, ни засухи». 

Природное совершенство чернозёма не способны заменить никакие минеральные и органические удобрения. Ведь чернозём формируется в природе в течение нескольких тысяч лет, в условиях тёплого и влажного климата. Создать чернозём искусственно невозможно, так как на его образование влияют сотни  природных факторов (геологических, климатических, биологических и т.д.) 
Чернозёмные почвы характеризуются богатым содержанием гумуса (особенно – в верхних слоях), питательных веществ, зернистой либо комковой структурой, высоким (до 70%) содержанием кальция, огромным количеством полезных для растений микроорганизмов и прекрасными водно-воздушными качествами. В чернозёме имеются полезные гуминовые кислоты (смесь органических соединений), которые являются самой ценной фракцией гумуса, легко усваивающейся корнями растений. 

Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?

Чтобы проследить за ростом растений, мы провели опыты. Подготовили для эксперимента почвы разных видов.

Наша экспериментальная площадка

Подготовили для посадки семена фасоли, пшеницы

2. ПОЧВА И РАСТЕНИЯ

2.1. УСЛОВИЯ ПОСАДКИ

Семена предварительно замочили в воде.

Произвели посадку семян фасоли и пшеницы в разную почву

2.2. Результаты эксперимента через неделю

Пшеница взошла дружно в песчаной почве на 4 день, а черноземой на 6 день. В песчаной рыхлой почве побеги гуще и выше, чем в черноземой.

Семена фасоли быстро проросли в песчаной почве на 5 день, в черноземой проросла только семя фасоли на 6 день после посадки, а в солонцовой почве всходы появились только через неделю и довольно слабый росток.

Проверяем, как развивается корневая система у пшеницы. В песчаной почве корни пшеницы более сильные и мощные.

Пшенице больше понравилась почва с большим содержанием песка рыхлая, пористая. В ней хорошо корням растений. Всходы дружные, сочные стебли. В земле богатой минеральными солями пшеница растёт хуже.

2.3. 14 дней с начала эксперимента

Всходы пшеницы и фасоли в песчаной почве растут дружно, листья развиваются дружно и довольно крупные.

В черноземой почве хотя и растут медленнее, немного отличаются от всходов в песчаной почве, лишь размером так как взошли на 2 дня позже.

В почве солонцовой взятой со двора в школе всходы появились с разницей 1 (фасоль)-2 недели(пшеница). Значит данная почва вовсе не благоприятна для роста растений в ней мало питательных веществ для роста ростов.

Пшеница одинаково активно растёт в почве песчаной и черноземой. Немного длиннее стебли у побегов, разросшаяся корневая система в почве черноземой. А вот в солонцовой почве(земля) пшеница растет плохо.

Фасоль

10.02

11.02

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Песок

всходы

Солончак

(Земля

всходы

чернозем

всходы

Пшеница

10.02

11.02

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Песок

всходы

Солончак

(земля)

всходы

чернозем

всходы

2.4. Результаты опытов через 30 дней

Пшеница в черноземой почве всё же «обогнала» на 2 см своих собратьев, растущих в песчаной почве, но концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.

У фасоли, которая росла в песчаной и черноземой почве, уже по 6-8 настоящих листочков появились «усы». Длина стебля 55-65см. Возможно, растениям недостаточно света, они тянутся к солнцу. У фасоли, которая росла в солонцовой почве, появилось только 4 настоящих листика. Второе семя вовсе не взошло.

Глава 3. РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ!

Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.

Природа и сама участвует в разрушении почвы: ветра, пыльные бури, дождевые потоки. Овраги – враги почвы! Они образуются в местах промоин, потоков воды.

Растения – первые помощники в сохранении почвы от выдувания ветром и вымывания водой. Там, где растений нет, вода и ветер быстро сносят слой почвы. Поэтому для защиты почв люди сажают лесополосы, траву, стараются правильно обрабатывать почву, борются с оврагами.

Существует много экологических проблем почвы, в которых виноваты люди, которые беспощадно вырубают деревья, уничтожая леса. «На наш век хватит!», — думаем мы. Очень трудно найти оправдание людям, которые так бессовестно и неразумно губят природу, не задумываясь о том, что на этой земле будут жить их дети и внуки. Кроме того, вырубки ведут к разрушению почвы, обмелению небольших речушек, образованию оврагов.

Большой проблемой является замусоривание лесных массивов. Когда мы ездим отдыхать на природу, часто натыкаемся на мусорные свалки. Папа мне рассказал, что детьми в лесу они играли, собирали цветы и грибы. Но когда мы с семьей приходим в лес сейчас, чтобы отдохнуть, то обнаруживаем огромную свежую свалку: большое количество пластиковых бутылок, пакетов, стаканчиков, старые вещи, бумаги. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней.

Если мы сейчас не будем заботиться о природе, об охране почвы, может случиться непоправимая беда! Об этом рассказывает другая сказка

(Приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно подвести итоги экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая в меру минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли — цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт». Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё.

При более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я пришла к следующим выводам:

в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

состав почвы влияет на рост растений;

при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;

растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной;

всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;

при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;

Результатом исследовательской работы считаю то, что были проведены наблюдения за ростом растений в почвах разного состава.

Список источников информации:

Литература:

Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

Пасечник В.В.Биология растения Учебник для 6 класса М.: Дрофа, 2012.

Сайты в Интернете:

http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-

http://driveural.ru/2012/07/09/eko-karta.html

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%E2%E0

Иллюстрации:

Фотографии из личного архива

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сказка о земле

Дороже жемчуга и злата.

У старика была дочь-красавица на выданье. Собрались добры молодцы – все хорошие и пригожие. Кого выбрать отцу дочери в мужья? И предложил он женихам ответить на три вопроса. Первый вопрос: «Без чего не может жить человек?». Один говорил – без коня, другой – без денег. И только самый молодой Иванушка дал правильный ответ: «Жить нельзя без воды, без воздуха, без земли». На второй вопрос: «Чего больше всего на земле?», Иван ответил: «На земле больше всего зёрен песка и глины». Последний вопрос гласил: «Что самое ценное на свете?». Молодцы вспомнили всё: и жемчуга, и золото, и драгоценные камни. Один Иван сказал: «Самое ценное на свете – земля. На ней мы рождаемся, живем и умираем, она наша кормилица. Поэтому земля — дороже жемчуга и злата».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Матушка-кормилица

Пришли однажды древние люди на лесную поляну. Сидят, думу думают: «В лесу много съедобных корешков, зёрен, ягод, да далеко за ними ходить. Нельзя ли у своего жилья вырастить?»

Сожгли люди деревья, пни выкорчевали, землю взрыхлили. Посадили растения. Поливают, сорняки выпалывают. Ждут урожая. И Почва, сначала рассердившись на людей за костры, смирилась. Радуется: ухаживают за ней, рыхлят, поливают, заботятся.

Мало стало людям земли, сожгли они весь лес вокруг. Огромные поля вспахали. Ждут богатого урожая. А тут ветер ураганный налетел да дождь ливневый. Унёс ветер самый плодородный слой почвы, а вода смыла весь будущий урожай. Жжёт Солнце беспощадную пустыню. Взмолилась Почва: «Люди добрые, спасите меня от палящего зноя, нещадного ветра, буйной воды! Уж я вам добрым урожаем отплачу».

Защитили люди Почву. Но стали люди замечать, что с каждым годом урожай всё меньше, а растения болеют и погибают. Ругают люди Почву. А Почва говорит им: «Что же вы всё одно по одному сеете да не даёте мне отдохнуть, сил набраться?» Придумали люди севооборот.

Обрадовалась Почва, одаривает людей хорошим урожаем. Да новая беда пришла. Прознали люди, что можно больше урожая получать, если кормить почву разными удобрениями, а против вредителей – ядами поливать. Возмутилась Почва: «Пощадите! Не могу я переварить всё это! Гибнут мои жители. Есть у природы другие средства, чтобы подкормить и защитить растения». Стали люди птиц привлекать и компост делать.

Вот и осенние заботы у людей закончились. Наступили холода. Укрылась Почва снегом. Заботливо оглядывает своих жителей. Кому норку подправит и листьев подстелет, кому сладкий корешок даст, кому зёрна бережёт. Но неугомонный ветер задумал разметать весь снег, чтобы промёрзла почва. Снова ищет защиты Почва у людей: «Спасите меня и моих жителей от гибели неминучей!» Задержали люди снег на полях.

Тут бы и зажить им счастливо. А люди давай разные новинки в Почву закапывать. Опять сетует Почва: «Не родились ещё у меня такие жители, которые бы превращали эти новинки в питательные вещества для моих растений. Спасите меня, уберите это безобразие!»

Только зажили дружно и богато, ан нет – нашли люди в земле железные руды, золото, уголь, нефть и другие полезные ископаемые. Стали скважины бурить, котлованы огромные рыть, а Почву пустой породой заваливать. Каркают стаи ворон над этими странными дымящимися горами. Умирает под ними Почва: «Тяжко мне. Ядовитые газы меня отравили. Не растёт на мне ни травинки, ни деревца. Не радуют меня и пчёлки мои любимые».

И решили люди впредь заботиться о почве, не дожидаясь новой беды.

14

multiurok.ru

«Почва. Влияние почвы на рост растений»

Акмолинская область

Аршалынский район

Центральная средняя школа

Квасневский Александр,

ученик 5 класса

Руководитель:

Квасневская Ирина Александровна

учитель географии

а. Акбулак

2015 г.

Содержание:

Абстракт…………………………………………………………………………

3

Введение………………………………………………………………………

4

Методы исследования…………………………………………………………

5

Посещение библиотеки………………………………………………………….

5

Поиск информации в интернете ……………………………………………….

5

Беседа с учителем географии о составе почвы и проведение опыта……….

6

Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений….

7

Обсуждение с одноклассниками проблемы сохранения почв……………….

9

Выводы…………………………………………………………………………

10

Список использованной литературы…………………………………………..

11

Приложения……………………………………………………………………

12

Абстракт

Краткое описание исследовательской работы, проекта:

Тема исследования: «Почва. Влияние почвы на рост растений».

Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:

  • ответить на вопрос: по каким причинам одни садоводы получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие – скудный?

  • провести эксперимент и наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;

  • изучить условия роста растений в различных почвах;

  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы, как влияет состав почвы на рост растений

Предмет исследования: почвы различного состава.

Гипотеза исследования: предположим, что разный состав почвы неодинаково влияет на рост и развитие растений.

Методы исследования:

1. Поиск информации в интернете.

2. Посещение библиотеки (изучение литературы, энциклопедии).

3. Беседа с учителем географии о составе почвы и проведение опыта

4. Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений

5. Обсуждение с одноклассниками проблемы сохранения почв своего края

Результат исследования:

  • Научно- исследовательская работа в виде доклада

  • Выступление на уроке перед учащимися класса

  • Выступление на школьной научной конференции

  • Слайдовая презентация «Влияние почвы на рост растений»

Практическое значение: использование на уроках естествознания, географии, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, привлечет внимание к изучению устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок), крылатых выражений, связанных с почвой (землёй), познакомит с технологией проведения опытов с почвой, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

ВВЕДЕНИЕ

Земледелием люди занимаются с давних пор. Обрабатывать землю, сеять хлеб – дело трудное, но почётное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. А в наше время это хорошее подспорье для семейного бюджета. Каждую весну мы с папой вскапываем в огороде грядки, засеваем семенами, высаживаем рассаду, цветы. А картофель мы сажаем в Волгодоновке. Я у папы спросил, почему мы не используем ту часть земли, которая находится за домом. Оказалось, на этом участке земли растения не растут, сколько её не удобряй. Растения в этой части огорода вырастают чахлыми, неразвитыми, не дают урожая, а некоторые и вовсе погибают. Я задумался, как же влияет состав почвы на рост и развитие растений. Ещё я заинтересовался, почему одни садоводы получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие – скудный? Почему у одной хозяйки комнатные растения пышные, цветущие, а у другой чахлые? Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, я решил изучить состав почвы.

Методы исследования:

1. Посещение библиотеки (изучение литературы, чтение энциклопедии).

Еще на уроках познания мира я узнал, что почва – это верхний плодородный слой земли. А, прочитав статьи из энциклопедии, я узнал, что над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!

Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

2. Поиск информации в интернете.

Посетив несколько разных сайтов в интернете, я постарался выделить для себя наиболее значимую информацию.

Вот, например, науку о почве – почвоведение – создал русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

А ещё узнал, что корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Перегной или гумус влияет на плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

Животные, обитающие в почве, а особенно дождевые черви, рыхлят, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, обогащают остатками своей пищи. Один дождевой червь за год рыхлит до 20 тонн сухой земли (Это 5 больших самосвалов, гружённых землёй!).

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

3. Беседа с учителем географии о составе почвы проведение опытов

Беседа с учителем географии у нас состоялась необычная, экспериментальная.

Опыты проводили в школе.

Опыт 1.

Погрузили небольшое количество почвы в воду и оставили на несколько минут.

В стакане видны мелкие пузырьки воздуха.

Вывод. В состав почвы входит воздух.

Опыт 2. Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклянным стаканом.

Через 20 минут стенки стакана начали запотевать.

Через час на стекле появились капельки воды.

Вывод. В почве есть вода.

Опыт 3. Почву насыпаем в стакан с водой и размешиваем.

Наблюдаем. Вода стала мутной.

Через 10 минут на дне стакана стали оседать песчинки, но вода остаётся мутной.

Через 20 минут вода стала более прозрачной. На следующий день можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины. Сверху – перегной.

Вывод. В состав почвы входят песок и глина.

Опыт 4. Несколько капель раствора палочкой поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального отопления.

Через 2 часа вода испарилась полностью, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

Вывод. В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

4. Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений

Чтобы проследить за ростом растений, мы провели опыты. Помогали мне в этом мама и младшая сестренка. Подготовили для эксперимента почвы разных видов.

Экспериментальная площадка

Семена фасоли, гороха, пшеницы и луковицу предварительно замочили в воде

У мамы хорошо растут комнатные растения в специальном грунте, в котором много питательных веществ, он рыхлый, пористый. В опытах мы называем эту почву «Земля с удобрениями».

В эксперименте участвует почва, которую мы собрали с участка земли за своим домом. А также песчаная и глинистая почва. В каждый вид почвы мы с сестренкой посадили подготовленные семена.

Опыты с почвой проводим осенью в ноябре. В природе всё замирает, растения засыпают, чтобы отдохнуть, собирать силы для весеннего пробуждения. А на нашей экспериментальной площадке жизнь бьёт ключом!

Прошла неделя!

Огородик подрастает! Радует ярко-зелёная «щёточка» пшеницы. Взошла она дружно, но всё же заметна разница.

В земле богатой удобрениями побеги гуще и выше.

Корневая система развивается активнее в рыхлой благоприятной почве.

Видны хорошо разросшиеся корни пшеницы.

Наблюдаем за ростом луковиц:

В почве лук пророс быстрее остальных, перья крепкие, сочные.

И в воде лучок хорошо чувствует себя!

А вот в глинистой почве – беда! Луковка лежит, не прорастает совсем!

Тяжёлая почва с большим содержанием глины. Пшеница старается, тянет к солнышку чахлые побеги. Трудно дышать корням!

Пшенице больше понравилась почва с большим содержанием песка, рыхлая, пористая. В ней хорошо корням растений. Всходы дружные, сочные стебли.

Горох дал дружные всходы в песчаной почве, скудная почва неблагоприятна для семян гороха (всходы редкие, побеги чахлые).

Продолжаем наблюдение.

Прошло 14 дней с начала эксперимента

Горох дружно растёт в песчаной почве, в почве, собранной во дворе растёт плохо, едва всходит.

У фасоли появились настоящие листочки.

Луковица в почве продолжает лидировать. Совсем не желает принимать глинистую почву третья луковица!

Пшеница одинаково активно растёт в почве разного состава. Немного длиннее стебли у побегов, разросшаяся корневая система в почве с удобрением.

Результаты опытов через 20 дней.

Пшеница в удобренной почве всё же «обогнала» на 2 см своих собратьев, растущих в неудобренной почве. Но концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.

У фасоли уже 6 настоящих листочков. Длина стебля 35см.

Возможно. Растению недостаточно света, оно тянется к солнцу.

Горох и через месяц хорошо растёт в песчаной почве, чахлые стебли растений в земле со двора.

Лук в земле имеет более плотные, крепкие листочки. В глинистой почве проросла луковица, но растёт очень медленно.

5. Беседа с одноклассниками

В классе с ребятами мы обсудили вопросы охраны почвы. Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.

Природа и сама участвует в разрушении почвы: ветра, пыльные бури, дождевые потоки. Овраги – враги почвы! Они образуются в местах промоин, потоков воды.

Растения – первые помощники в сохранении почвы от выдувания ветром и вымывания водой. Там, где растений нет, вода и ветер быстро сносят слой почвы. Поэтому для защиты почв люди сажают лесополосы, траву, стараются правильно обрабатывать почву, борются с оврагами.

Существует много экологических проблем почвы, в которых виноваты люди, которые беспощадно вырубают деревья, уничтожая леса. «На наш век хватит!», — думаем мы. Очень трудно найти оправдание людям, которые так бессовестно и неразумно губят природу, не задумываясь о том, что на этой земле будут жить их дети и внуки. Кроме того, вырубки ведут к разрушению почвы, обмелению небольших речушек, образованию оврагов.

Большой проблемой является замусоривание. Когда мы ездим отдыхать на природу, часто натыкаемся на мусорные свалки. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней.

Выводы:

Можно подвести итоги экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли — цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт».

Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё. Если человек не будет ухаживать за почвой, оберегать её от разрушения, то урожаи будут скудными.

Чтобы понять, как заботиться о почве, я постарался узнать о ней как можно больше, изучил литературу по теме исследования и пришел к следующим выводам:

  • в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

  • состав почвы влияет на рост растений;

  • при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;

  • растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной;

  • всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;

  • при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;

  • несмотря на то, что глина входит в состав почвы, она плохо пропускает воду, содержит мало воздуха, растения в глинистых почвах растут плохо;

  • почва подвержена разрушению, а восстанавливается очень медленно.

Результатом исследовательской работы считаю и то, что:

  • я научился работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди;

  • освоил правила и приёмы проведения опытов с почвой;

  • провел наблюдения за ростом растений в почвах разного состава;

  • обсудил с одноклассниками проблему сохранения почв своего края

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

  2. К.А. Аймагамбетова Познание мира. Учебник для 3 класса нач. школы –Алматыкитап баспасы -2010

  3. К Жунусова Познание мира Учебник для 2 класса нач. школы. – Алматы «Атамұра»

Интернет-ресурсы:

http://www.priroda-rb.info/pochva.html

http://festival.1september.ru/articles/525495/

http://www.openclass.ru/lessons/141288

http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-8

http://www.playroom.ru/content/view/1596/18/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Матушка-кормилица

Пришли однажды древние люди на лесную поляну. Сидят, думу думают: «В лесу много съедобных корешков, зёрен, ягод, да далеко за ними ходить. Нельзя ли у своего жилья вырастить?»

Сожгли люди деревья, пни выкорчевали, землю взрыхлили. Посадили растения. Поливают, сорняки выпалывают. Ждут урожая. И Почва, сначала рассердившись на людей за костры, смирилась. Радуется: ухаживают за ней, рыхлят, поливают, заботятся.

Мало стало людям земли, сожгли они весь лес вокруг. Огромные поля вспахали. Ждут богатого урожая. А тут ветер ураганный налетел да дождь ливневый. Унёс ветер самый плодородный слой почвы, а вода смыла весь будущий урожай. Жжёт Солнце беспощадную пустыню. Взмолилась Почва: «Люди добрые, спасите меня от палящего зноя, нещадного ветра, буйной воды! Уж я вам добрым урожаем отплачу».

Защитили люди Почву. Но стали люди замечать, что с каждым годом урожай всё меньше, а растения болеют и погибают. Ругают люди Почву. А Почва говорит им: «Что же вы всё одно по одному сеете да не даёте мне отдохнуть, сил набраться?» Придумали люди севооборот.

Обрадовалась Почва, одаривает людей хорошим урожаем. Да новая беда пришла. Прознали люди, что можно больше урожая получать, если кормить почву разными удобрениями, а против вредителей – ядами поливать. Возмутилась Почва: «Пощадите! Не могу я переварить всё это! Гибнут мои жители. Есть у природы другие средства, чтобы подкормить и защитить растения». Стали люди птиц привлекать и компост делать.

Вот и осенние заботы у людей закончились. Наступили холода. Укрылась Почва снегом. Заботлив оглядывает своих жителей. Кому норку подправит и листьев подстелет, кому сладкий корешок даст, кому зёрна бережёт. Но неугомонный ветер задумал разметать весь снег, чтобы промёрзла почва. Снова ищет защиты Почва у людей: «Спасите меня и моих жителей от гибели неминучей!» Задержали люди снег на полях.

Тут бы и зажить им счастливо. А люди давай разные новинки в Почву закапывать. Опять сетует Почва: «Не родились ещё у меня такие жители, которые бы превращали эти новинки в питательные вещества для моих растений. Спасите меня, уберите это безобразие!»

Только зажили дружно и богато, ан нет – нашли люди в земле железные руды, золото, уголь, нефть и другие полезные ископаемые. Стали скважины бурить, котлованы огромные рыть, а Почву пустой породой заваливать. Каркают стаи ворон над этими странными дымящимися горами. Умирает под ними Почва: «Тяжко мне. Ядовитые газы меня отравили. Не растёт на мне ни травинки, ни деревца. Не радуют меня и пчёлки мои любимые».

И решили люди впредь заботиться о почве, не дожидаясь новой беды.

infourok.ru

Влияние растений на почву

Влияние растений на почву достаточно хорошо изучено и состоит как из позитивных, так и из негативных факторов.

Растения — главный источник снабжения почвы органическими веществами. Без органических веществ было бы невозможным формирование плодородного слоя почвенного горизонта — биогумуса, а это, в свою очередь, сделало бы невозможным существование как земной флоры, так и фауны.

Другая важная функция растений — переработка солнечной энергии, к чему не имеют способности животные организмы. В результате такой трансформации почва снабжается значительным количеством необходимых питательных веществ.

Растения являются источником пищи для огромного количества живых существ. В результате переработки их организмами растительной пищи происходит удобрение почвы. Жизнедеятельность множества подземных существ обеспечивает почву воздухом и влагой, а ведь эта деятельность возможна лишь при наличии растительной пищи.

Остатки растений служат хорошим укрытием не только для всевозможных живых существ, но и создают особый мульчирующий слой для почвы. Также растения нужны большому количеству почвенных бактерий и грибов, без которых не могли бы осуществляться многие экологические и природные процессы.

Растения оказывают огромное влияние на количество влаги, солей, минеральных элементов в почве, влияют на температуру и затененность, и на многие другие факторы. В большинстве своем растительные организмы забирают из почвы минеральные элементы и снабжают органическими.

Положительные факторы воздействия растений на почву.

Корни растений служат крепежным материалом для многих видов грунтов, препятствуя овражному механизму эрозии почвы.

Растения могут выводить из почвы значительное количество лишних солей, а также менять кислотно-щелочной показатель грунта.

Деревья вокруг сельскохозяйственных угодий оказывают защитный эффект, предохраняя почву от ветровой эрозии (так называемых пылевых бурь).

Растения являются прекрасными удобрениями и основой для плодородных слоев почвы, а также пищей для множества живых организмов, в том числе бактерий и грибов. Особенно актуально снабжение органическими веществами на песчаных и супесчаных видах почвы.

В пустынных районах почвенную эрозию предотвращают специфические виды растений с хорошо разветвленной вширь корневой системой. Благодаря корневой системе растительных организмов почва приобретает определенную структуру: зернистую, комковатую, ореховатую или иную.

Главное отрицательное воздействие на почву — обеднение грунта вследствие истощения биогумуса. Это происходит при несоблюдении агротехнических правил и нарушении норм севооборота, то есть при вмешательстве человека.

Таким образом, для сохранения почвы и обеспечения нормального функционирования природной экосистемы нужно внимательно изучать характеристики почвы и заниматься сельским хозяйством без нарушения экологических норм взаимодействия с землей.

ecology-of.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние почвы на рост растений»

Слайд 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ ПОЧВЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ» ученицы 2 класса А МАОУ СОШ № 164 ГЕНЗЕЛЬ ОЛЬГИ

Слайд 2

Богата наша земля. Люди добывают в ней железо, медь, золото, уголь, нефть. Им нет цены. И все же самое ценное на Земле – земля, почва. Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.

Слайд 3

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, земля или по-другому почва . Объект исследования: почвы различного состава. Цель исследования: изучение влияния состава почвы на рост растений. Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

Слайд 4

Почва – это верхний плодородный слой земли. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее? Чтобы проследить за ростом растений, я провела опыты. Подготовила для эксперимента почвы разных видов и семена фасоли, овса, гороха, пшеницы, три луковицы.

Слайд 5

Фасоль, овес, пшеницу и лук посадили в почву с минеральными удобрениями. Горох и пшеницу высадили в почву с большим содержанием песка. Поместили луковицу в воду и в глинистую почву. Горох и овес высадили в почву, собранную во дворе у дома.

Слайд 6

Результаты эксперимента через неделю Огородик подрастает. В земле, богатой удобрениями, побеги гуще и выше, чем в земле со двора. Семена фасоли хорошо проросли в почве, богатой минеральными удобрениями, а вот в глине проросло только одно семя фасоли и растет оно медленнее, чем в земле.

Слайд 7

В почве лук пророс быстрее остальных, перья крепкие, сочные. И в воде лук хорошо чувствует себя. А вот в глинистой почве луковка лежит, не прорастает совсем. Горох дал дружные всходы в песчаной почве. Почва со двора неблагоприятна для семян гороха.

Слайд 8

Пшенице больше понравилась почва с большим содержанием песка, рыхлая, пористая. В ней хорошо корням растений. Всходы дружные, сочные стебли. В земле, богатой минеральными солями, пшеница растёт хуже. В тяжёлой глинистой почве овёс тянет к солнышку чахлые побеги.

Слайд 9

11 дней с начала эксперимента Горох дружно растёт в песчаной почве, в почве, собранной во дворе, растёт плохо, едва всходит. Луковица в почве продолжает лидировать. Неплохо чувствует себя луковка в воде. Совсем не желает принимать глинистую почву третья луковица. Овёс одинаково активно растёт в почве разного состава. Немного длиннее стебли у побегов, разросшаяся корневая система в почве с удобрением. Пшеница хорошо растет в земле с большим содержанием песка.

Слайд 10

Результаты опытов через 30 дней Овёс в удобренной почве всё же «обогнал» на 2 см своих собратьев, растущих в почве без удобрений. Но концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ. У фасоли, которая росла в удобренной рыхлой земле, уже по 4-5 настоящих листочков. Длина стебля 55см. У фасоли, которая росла в глине, появился только 1 настоящий листик. Второе семя только недавно проросло. Горох и через месяц хорошо растёт в песчаной почве . В земле со двора — чахлые стебли растений. Лук в земле, по сравнению с растением в воде, имеет более плотные, крепкие листочки. В глинистой почве проросла луковица, но растёт очень медленно. Овёс засох и пропал.

Слайд 11

итоги экспериментов П ри более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я пришла к следующим выводам: — в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина; — состав почвы влияет на рост растений; — при благоприятных условиях растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут; — растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной; — всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве; — при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают. Результатом исследовательской работы считаю то, что были проведены наблюдения за ростом растений в почвах разного состава.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

Эксперимент: влияние почвы на рост растений :: Это интересно!

Когда мы с Катей проводили тематическое занятие о строении почвы, Катя подала мне идею сделать еще один эксперимент. Ее заинтересовало, смогут ли растения вырасти, если их посадить в песок. Я предложила проверить это опытным путем.
Мы взяли две мисочки и заполнили одну землею, а другую — песком. И посадили туда травинки, принесенные с улицы. Для чистоты эксперимента надо было, конечно, взять две одинаковых семечки, посадить и наблюдать, как они будут расти, но Катя захотела взять сразу готовые травинки, т.к. они были на тот момент под рукой.

Растения в почве и песке, 25.10.2012

Целый месяц мы эти наши растения прилежно поливали и наблюдали за их развитием. Конечно, время года не очень способствовало быстрому росту. Все-таки конец октября. Но через недели две стало заметно, что растения, посаженные в почву, чувствуют себя лучше, чем те, которые в песке. (Кстати, я думала, что это произойдет быстрее). А еще через две недели травка, росшая в песке, окончательно погибла. В то время как в другой мисочке трава расти продолжала.

 Растения в почве и песке, 23.11.2012 

Значит можно сделать вывод, что растениям для жизни нужен не только солнечный свет и вода (кстати, эти гипотезы тоже нужно будет с Катей проверить на опыте), но и что-то такое, что находится и почве и отсутствует в песке. Это — питательные вещества. Тот самый перегной, слой которого мы видели в самом верху, когда изучали строение почвы.
Я рассказала Кате про питательные вещества. Что их делают бактерии (про которые мы потом тоже целое занятие делали), расщепляя остатки живых организмов и отмерших растений. Рассказала о круговороте живого вещества: растения растут, используя разложившиеся остатки живых существ, потом эти растения съедают травоядные животные, тех — хищные звери, а когда хищник умрет, то его тело разложится под действием бактерий, а образовавшиеся питательные вещества снова послужат «пищей» для растений. И что все живые существа на Земле — единое целое. В нас есть вещества, которые когда-то были частью других растений, животных, людей. Так что индийцы, которые верят в переселение душ (мы совсем недавно видели праздник кришнаитов и говорили о религиях Индии)  в каком-то смысле правы.
Вот так вот получилась целая серия занятий про почву, а началась она с вроде бы несложного вопроса в мой «Клуб почемучек»: «Как образуются лужи?».

Другие наши опыты и эксперименты: Почему сосульки всегда растут вниз,

Что такое невесомость и как ее почувствовать в домашних условиях,

На каком хлебе плесень растет быстрее,  Играем в детектива — отпечатки пальцев, Почему люди не выпадают из качелей, Солнечные часы, Водяные часы — клепсидра, Добыча и выплавка металлов,
химические опыты, «Луна»,  Ракета на водяном двигателе, 
Наблюдаем в микроскоп, Как самим сделать мультфильм.

www.tavika.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о