Художественные витражи — студия витражей и света
На собственном производстве мы изготавливаем:
Почему стоит обратиться в студию витражей
1
Собственное производство2
Создаем витражи более 8 лет3
Делаем дизайн проект4
Беслатная доставка5
Любая сложность и размеры6
Индивидуальный подход7
Работаем 24 часа, без выходных8
Монтаж витражейСобственное производство. Доставка по всей России. Звоните!
С давних времен витражное искусство применялось для украшения, как общественных зданий и храмов, так и для придания особой атмосферы домашнему интерьеру. Неповторимые, по своей красоте, рисунки витражей впишутся в любой стиль, придав ему элегантность и особый шик. Не только окна могут быть вместилищем витражного великолепия. Витражи могут украшать:
В связи с распространенностью данного декоративного элемента технологии его изготовления постоянно совершенствуются и пополняются. Некоторые из них можно применять даже в домашних условиях. В таком случае можно изготовить прекрасную картину своими руками по своему вкусу.
Различные технологии изготовления витражей
- Технологии с использованием высоких температур.
Витражные полотна в технике «Тиффани»
Суть изготовления витража заключается в спаивании стеклянных элементов между собой. Витраж по данной технологии можно изготовить самостоятельно. Изготовление витражей в технологии Тиффани потребует:
- паяльник;
- стеклорез;
- шлифовальную машинку;
- кусачки;
- медную фольгу.
Витраж Тиффани, каждый элемент которого, заворачивается в фольгу по торцу, с помощью паяльника сплавляется в одно полотно.
Витражи по технологии «Фьюзинг»
Данная технология дает возможность изготовлять художественные витражи различной толщины. Метод заключается в запекании одного слоя стекла на другом при температуре +850°. Выложенный рисунок спекается с нижним листом стекла, образуя однородную конструкцию. Витражи в данной технологии используются для изготовления перегородок, столешниц и декорирования различных элементов интерьера.
«Мурманское стекло» или «Кастинг»
В специальную металлическую форму заливается расплавленное стекло. Рисунок витража определяется рельефом на дне формы. Застывшая витражная композиция покрывается сверху прозрачным стеклом.
Фацетные витражи
Края витража, по данной технологии, подлежат огранке. В результате создается эффект драгоценного камня. Игра лучей света на гранях создает атмосферу роскоши и величия. Огранка может производиться как на всех элементах, так и только по определенным краям.
Зеркальные виражи
После создания виража на обратную его сторону наносят нитрид титана. Прозрачность можно повышать или понижать в зависимости от количества слоёв нитрида.
- Технологии с использованием механической обработки.
Пескоструйная обработка
Для изготовления данного вида витража, понадобиться стекло или зеркало толщиной не менее 5мм. На обрабатываемую поверхность наклеивается пленка, с заранее вырезанным рисунком или надписью. В таком виде стекло помещается в пескоструйную камеру. После обработки песком и снятия пленки, незакрытые ей места делаются матовыми. При наличии пескоструйной установки такой вид витража можно изготовить в домашних условиях.
Гравировка
Гравировальный аппарат может быть как ЧПУ, так и самым обычным ручным. Технология гравировки представляет собой вырезанный на поверхности стекла узор. Работа может производиться как по трафарету, так и вручную.
Роспись витражей
Заливной витраж
Такой тип витражной живописи используется как производителями мебели, так и при выпуске окон. Лаки, которыми изображают контурные витражи, разнообразны по цветовой гамме. С их помощью можно создать настоящее произведение искусства, радующее глаз и украшающее пространство.
Расписные виражи
Роспись по стеклу или зеркалу ведется силикатными красками. Получившийся результат запекается. Иногда используются специальные незапекаемые краски. В таком случае рисунок покрывается сверху лаком.
Имитация витражей
Накладной витраж
Вырезанные кусочки витража наклеиваются на основу. Иногда поверх витража наклеивают стекло.
Пленочный витраж
Самый простой вид украшения поверхности. Из аракала или другого клейкого материала вырезается необходимый рисунок и клеится на поверхность.
Какая бы из витражных технологий не пришлась вам по душе, в любом случае это будет смотреться красиво и эффектно. Ведь данный вид искусства проверен временем, а тысячелетия не могут ошибаться!
vitrazh1.ru
Название | Адрес и телефон | Сайт |
Мастерская «Витражный мир» | г.Москва, ул. Верхняя, д. 34 +7 495 364 87 15, +7 916 617 90 30 | www.witramir.ru |
Дизайн-студия художественного витража «La Vitre» | г. Москва, ул. Керченская, д. 16 8-916-177-49-30, 8-903-144-31-41, 8-916-242-33-54 | www.la-vitre.ru |
«АЛЕКСАНДРИЯ» СТУДИЯ ВИТРАЖА И МОЗАИКИ ООО | г. Москва, Вавилова ул., д. 65 А, оф. 1108 (495) 719-05-32 | www.alexandria-studio.ru |
АРТ ИНДИГО | г. Москва, г. Москва, ул. Вишнёвая 8/16. (495) 724-72-30 | http://indigo-vitrail.ru |
Витражная мастерская «Obsidian» | Московская область, г. Железнодорожный, ул. Советская д. 40 +7-964-521-67-39 | |
«Витражная мастерская Орловых» | г. Москва, Волгоградский проспект дом 32, ТЦ » Метр квадратный», корпус 25, 2 этаж, павильон № 47 (495) 3740867 | |
OOO «НЕОГОТИКА» — СТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛА | г. Москва, Прянишникова ул., д. 8А (495) 976-0258, 8-903-134-40-14 |
|
CТУДИЯ СВЕТЛАНЫ МИХАЙЛОВОЙ | г. Москва, Свободы ул., д. 35, корп. 64 (495) 767-4017 |
|
ВИТРАЖ СТАЙЛ ООО | г. Москва, пр. Андропова, д. 42, корп.1 (495) 580-39-70 |
|
Витражная мастерская СВЕТЛАНЫ и АЛЕКСАНДРА ПОПОВЫХ | г. Москва, Страстной бульвар, д. 7 строение 3 8-910-414-75-70,8-985-784-36-28 |
|
Художественная студия «ЭХО» | г. Москва, М.Песчаный пер., д. 2 8-916-682-64-59, 8-916-155-74-57, 8-915-451-92-24 |
|
Студия художественного стекла Анастасии Коровиной | г. Москва, ул. Генерала Рычагова, д. 23/11 (495) 744-69-05 |
|
«Мастерская Сергея Гаммала» | г. Москва, Варшавское шоссе, д. 10 корп. 4 8-916-198-24-70 | |
«Витраж Астралюкс»
| Московская обл., г. Раменское, 100-й Свирской дивизии, д. 52 (800) 555-13-78, 8-916-188-14-87, 8-925-282-14-20 | |
БОКАР ООО | Московская обл., г. Ногинск, Рабочая ул., д. 60 (49651) 171-63 | |
ANIMATION FORM Мастерская стеклодизайна — витражи, фьюзинг, роспись по стеклу | г. Москва, Яна Райниса бул., д. 2/1 (499) 408-54-58 | |
GS GLASS | г. Москва, Производственная ул., д. 25 (495) 781-26-83, (495) 435-24-52 | |
LOOKART ООО ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ | г. Москва, Автомоторная ул., д. 3 А (495) 768-46-75 | |
PONYGLASS | г. Москва, Зорге ул., д. 35 (499) 740-62-86 | |
VETRARIA | Московская область, г.Люберцы, Октябрьский пр-кт, д.403 на территории ВИНИТИ 8-916 466-91-72 | |
РУССКОЕ ОКОНЦЕ-МОСКВА ООО | г. Москва, Завода Серп и Молот пр., д. 6, оф. 107 (495) 956-83-74 | |
АРТ ГЛАСС ХАУС ООО | г. Москва, Ярославское ш., д. 117 (495) 743-97-97 | |
АРТСТЕКЛОСЕРВИС ООО | г. Москва, Дербеневская ул., д. 7, стр. 1 (495) 235-69-42 | |
АУРА-ВИТРАЖ ООО | г. Москва, Петра Алексеева ул., д. 12, стр. 24, оф. 17 (495) 974-54-07 | |
БАСК-XXI | Московская обл., г. Железнодорожный, Южная ул., д. 17А (495) 940-96-94 | |
БЛИКИ ВИТРАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ | (499) 181-41-83 |
|
ВИЗАНТИЯ ВИТРАЖ СТУДИЯ | г. Москва, Вольная ул., д. 28 (495) 365-1075 | |
ВИТРАЖИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО ООО | Моск. обл., г. Химки, Репина ул., д. 34 (495) 727-73-97 | |
ВИТРАЖПРИВАТ ООО | Московская область, г. Климовск, ул. Южный пос., д.32, оф. 24 |
|
ВЛАДИМИРА АРХАНГЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ | Москва, Причальный пр., д. 8 т + 7 (495) 518-1590 |
|
ГУТА СТУДИЯ ООО | г. Москва, Скаковая ул., д. 36 (495) 969-39-50 |
|
ДЕКОР ООО | г. Москва, Кржижановского ул., д. 31 (495) 798-42-58 | |
ЕТС-ВИТРАЖКОМПЛЕКТ ООО | г. Москва, Каширский пр., д. 13 (499) 317-77-70, (495) 380-05-13 | |
ЗЕРКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ | г. Москва, Колодезная ул., д. 7, корп. 2 (495) 740-69-06 |
|
ИНТЕРЬЕР-СТЕКЛО | г. Москва, Лазоревый пр., д. 3 (495) 186-65-39 |
|
КАТАНА-ЭКСП ООО | г. Москва, Высоковольтный пр., д. 1 (495) 707-05-91 | |
ЛИДЕР НПК | г. Моск. обл., Дмитров г., Торговая пл., д. 1, ТЦ Ларан (926) 213-46-47 |
|
МЕБЕЛАКС | г. Москва, Планерная ул., д. 24, пристрой, эт. 1 (495) 496-9011, (495) 490-89-99 | |
МИТТЕКС ООО | Московская область, г. Верея, Лесная ул., д. 4 (495) 411-30-96 | |
МКС-АРТ ООО | г. Моск. обл., Химки г., Нагорное ш., д. 4 (495) 571-44-40 |
|
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ МАСТЕРСКАЯ АРЦЫБУШЕВА АЛЕКСАНДРА | г. Москва, Текстильщиков 7-я ул., д. 9, оф. 21 (903) 776-91-65 | |
«Студия художественного стекла НикАрт» | г. Москва, ул. Восточная 4 8-903-172-78-71, 8-985-211-32-52 | |
ПРЕОБРАЖЕНИЕ СТУДИЯ ИП | г. Москва, Вучетича ул., д. 1А (495) 978-64-41 |
|
СТЕКЛО И МИР-ВИТРАЖНАЯ СТУДИЯ | г. Москва, Лазоревый пр., д. 3 (495) 766-53-05, (495) 180-21-37 | |
СТЕКЛОДИЗАЙН ЗАО | г. Москва, Балаклавский просп., д. 28, корп. В, оф. 1 (495) 318-33-66, (495) 318-00-45 | |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ | г. Москва, Нахимовский просп., д. 24, стр. 1, Экспострой, п-н 2, место 2207 (495) 411-49-34 |
|
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ КОМБИНАТ МООСХ ООО | Московская обл., г. Химки, Московская ул., д. 14 (495) 960-59-85 |
|
ЦАРСКИЙ ВЫБОР | г. Москва, Стройкомбината пр., д. 6 (495) 775-24-54 | |
ЧУДО ВИТРАЖ | г. Москва, Вилиса Лациса ул., д. 18, корп. 1 (495) 496-60-14 | |
ЭЙ ДЖИ ГРУПП ООО | г. Москва, Автомоторная ул., д. 3 А (495) 589-01-28 |
|
ЭКО ХОЛДИНГ ООО | г. Москва, Ленинский просп., д. 95 (495) 920-52-29 |
|
СТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВИТРАЖА «ИРИДА» | г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 24, павильон 3, сектор «А», комната 24 (495) 518-84-55, 8-963-663-88-33 |
|
Мастерская Романа Максишко | г. Москва 8-903-762-16-46, (499) 737-07-04 | |
СТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛА «GLASSHIT» | г. Москва 8-916-144-21-15, 8-903-719-79-08 | |
ООО «Тайджа» лазерная гравировка в стекле | г. Москва, ул. Сторожевая, д. 31 (495) 632-3367, (495) 782-6134 |
|
Мастерская АЛЕКСАНДРА ШИТОВА | Московская область, г. Сергиев Посад 8-916-524-13-54 | |
Компания — CNT DESIGN Производство полимерных витражей
| Московская область, г. Воскресенск, ул. Лопатинская, д. 22 506-01-31, (496) 442-03-30, 8-916-525-14-69 | |
| г. Москва, ул. Стахановская, д. 20 (495) 772-07-87, (495) 772-07-70, (495) 739-35-45 | |
EXCLUSIVEGLASS Изготовление витражей | г. Москва (499) 343-43-02 |
|
Мастерская РОМАНА БЕРЕЖНОГО | г. Москва, ул. Адмирала Лазарева, д.55 8-903-557-96-25 | |
«ВИТРАЖИ.РУ» | Московская область, г. Пушкино 8-926-414-98-10 | |
Витражная «Студия Александра Феряева» | Москва (495) 972-88-81, 8-916-182-48-95 |
|
Мастерская Оксаны Хлебородовой «АВТОРСКИЙ САД» | г. Москва, ул. Василия Петушкова, д. 17, Мастерская 1 (495) 776-89-05, 8-903-966-98-89 | |
Студия художественного стекла «ОБСИДИАН» | Московская область, г. Коломна 8-916-704-80-61, 8-903-531-82-53 |
|
Витражная мастерская ООО БМ «Хнум» | г. Москва, ул. Маршала Захарова, д. 6. к. 3 (495) 979-9244 | |
Мастерская Vintage | Московская обл., Ленинский район, с. Молоково, ул. Школьная д.6а, офис 13 | |
Витражная мастерская «Очарование цвета» | г. Москва, ул. 4-я Тверская-Ямская, д. 24 8-926-926-24-40 | |
Студия витража Vitrelle | г. Москва, ул. Автомоторная, д. 1/3 8-905-503-31-46, 8-910-442-62-05 | |
Витражная мастерская при факультете «Дизайн» НОУ ВПО «МЭИ» Design Faculty Lab | г. Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп.1, этаж 6 (495) 783-40-63, 8-926-336-88-98 | |
Витражная компания «Центр Витражей» | г. Москва, ул. Южнопортовая, вл. 5 (499) 918-72-24 | |
Студия витража «Лабиринт» | офис: г. Москва, 111024, ул. Авиамоторная, 8-а, стр.1, производство: 141580 Московская область, Солнечногорский район, д. Шемякино, ул. Новая, 63 +7 (495) 957-78-96, +7 (499) 340-02-81, +7 (910) 451-67-97 | |
ООО Студия витражей «Ветратас» | г. Москва, ул. Б.Грузинская, д.42 +7 (910) 482-82-79 | |
Студия художественных витражей Тиффани | г. Москва, Фрунзенская наб., д.30, 4 пав., 2 эт., место 111 А. +7 (495)669-88-95 Производство: г. Долгопрудный, ул. Госпитальная, д.8. | |
Артпросперити | г. Москва, ул. Большая Филевская, д. 1. +7 (495)978-56-38, +7 (909)636-00-44 | |
Студия Художественного Стекла АНТУРАЖ | Московская область, г. Серпухов, ул. Российская, д. 40 +7 985 230 74 85, +7 915 005 41 21 | |
Мастерская мебельного декора | г. Москва, Ленинградский пр-т, 47, 8-916-682-64-59 | www.mebel-handmade.ru |
«Витражная мастерская Obsidian». Московская область, г.Железнодорожный, ул. Советская д.40 телефон 8-964-521-67-39 Студия витража «АртХаус» | г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А (499) 391-40-59 |
vitroart.ru
История Витражей — студия Ваш Витраж г. Москва
Термин «витраж» происходит от французского слова «vitre» (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет.
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.
Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой.
Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов. Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.
Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.
Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.
В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.
Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.
По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей.
По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.
Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.
Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.
С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.
Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.
Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего «Naturalis historia». Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., «вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла» . Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Они относятся к IV-VII векам и происходят из Византии. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются 7 веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по-разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине 9 века.
Вплоть до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречаются в источниках XI столетия. Ученый монах Феофил в книге «Scedula diversarum artium» писал: «Ты, кто прочтешь эту книгу! Я не скрыл от Тебя ничего, что мне известно. Я научил Тебя тому, что знают многие греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы — в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди; в сочетании драгоценного и блестящего оконного стекла, какими славна Франция».
Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора.
Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.
К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах.
Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII — аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля — готики.
Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым — и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор.
В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.
Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических витражных окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.
Во второй половине XIII века и далее — в течение XIV столетия, с историческим нисхождением готики, предпосылки для дальнейшего продуктивного развития витража оказываются утраченными. Весь дальнейший путь живописи (ответвлением которой в своем существе явился в ту пору витраж как вид искусства, оперирующий фигуративными красочными изображениями на плоскости) во времена поздней готики и, в особенности, с наступлением Раннего Ренессанса, был направлен на нарастающее объективирование зримых образов, на все более тесное их соотнесение с реальной эмпирией. Этот путь означал неминуемый отход от тех форм претворения, которые в пору ранней и зрелой готики дали в искусстве витража примеры высочайшей художественной результативности. Отступая от принципов монументальной мозаики цветовых плоскостей, витраж с своей изобразительной сути и в технических приемах все более приближался к живописной картине, неизбежно утрачивая при этом изначально присущие ему сильные качества. Решающим признаком витражных созданий времен зрелой готики была их ансамблевость, в своем предельном выражении объединявшая обширные циклы оконных композиций во всеохватывающую изобразительную оболочку храмового интерьера. Вразрез с этим в поздней готике и в еще большей мере в раннеренессансные десятилетия в искусстве витража нарастают черты станковости и, как естественно следствие этого, устанавливается «штучность» витражных работ, превращение их в отдельные автономные объекты, сопутствуемое утратой подлинной монументальности. А с наступлением Ренессанса, с исчезновением каркасных форм готической архитектуры витраж лишается естественной среды своего существования и утрачивает статус эпохально-значимой художественной отрасли, равноправной с другими видами искусства.
Катастрофические события, произошедшие в XIV веке, такие как Черная Чума и столетняя война между Францией и Англией, привели к интеллектуальному возрождению Европы. К началу XV века противостояние между «духовным» и «светским» разрешилось в пользу последнего. Используемые витражные технологии стали более совершенными. Благодаря открытию серебряной протравы произошел настоящий переворот как в технологическом, так и в эстетическом развитии этого вида искусства. У мастеров появилась возможность наносить четкие насыщенные оттенки прямо на поверхность стекла. Покрытие материала тонким слоем нового раствора давало возможность получить самые различные оттенки желтого и оранжевого, что позволяло отлично передавать красоту золотых элементов рисунка. Кроме яркости и декоративности, окрашенные этим составом детали, гораздо лучше отражали свет. Открытие технологии серебряного травления сыграло огромную роль в развитии дизайна витражей позднего готического периода и эпохи Ренессанса.
С уходом эпохи готики витражи остались по-прежнему востребованными в изобразительном искусстве Северной Европы, но источником вдохновения теперь была не Франция, а Италия. Джотто и его последователи, работающие в Риме и Флоренции, старались придавать своим творениям ощущение пространства, тем самым совершив революцию в передаче объема и композиции. Это отчетливо видно на окнах церкви монастыря францисканцев в швейцарском Кенигсфельдене. Там внедряемые новшества были дополнены более детализированными местными стилями.
Можно отметить и знаменитые окна часовни Бессерер в Ульм Минстере, которые были созданы в Германии Гансом Акером в 30-е годы пятнадцатого столетия.
Их цвет гармонично сочетается с формой, а итальянский художник Беллело да Павиа работал над созданием нового готического собора Милана.
Он создал великолепные фигуры пророков и другие образы, которые были выполнены в достаточно интимном ключе. Начало XVI века ознаменовалось смешением традиций южного классицизма и северного реализма в единый и привлекательный стиль Высокого Ренессанса.
В эпоху Возрождения витраж обретает популярность в Италии, Швейцарии, Польше и особенно в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе).
В XV веке обрамления в витражах прорабатывались весьма детально. Фигуры в витражных окнах перестают быть условными, абстрактное превращается в конкретное, реальное. Движения фигур менее скованы, более динамичны, драпировка одежд становится богаче. Изображение в витражах прорабатывались весьма детально, фигуры облачались в богатую одежду, которая передавалась на стекле с удивительным умением и красотой. С большой силой выражены душевные переживания изображаемых персонажей, с непостижимой виртуозностью передавались трогательные моменты повествования. Крупнейшие художники эпохи Возрождения (Донателло, Учелло, Лоренцо Гиберти) выполняли эскизы витражей. Но витраж понимался ими больше как живопись по стеклу. В это время намечается тенденция к подражанию масляной живописи, тщательной моделировке и светотеневым эффектам. Витражные картины более поздних времен Возрождения содержат разные аллегорические фигуры и символические знаки. Вместо орнаментального фона появились чуждые для изображения пейзажей и интерьеров. Живопись по стеклу никогда в дальнейшем не достигала такого высокого художественного уровня. Для искусства барокко, пришедшего на смену маньеризму, знаменовавшему собой распад искусства Возрождения, характерна пышность декоративных форм, синтез архитектуры с другими видами изобразительного искусства. Основными объектами строительства являлись дворцы и церкви. Однако к формированию торжественных и богатых красками барочных интерьеров витражи почти не привлекались.
Вновь витраж обрел популярность в XIX в. Знаменитый английский теоретик и практик художественных ремесел Уильям Моррис возродил эстетику средневековья и старые технологии создания классического витража. В фирме Морриса работали знаменитые художники-прерафаэлиты Эдвард Берн-Джонс и Габриэль Данте Россетти. Рисунки для витражей выполнял также швейцарский живописец Арнольд Бёклин (1827-1901 гг., картон для витража Флора) и модернисты. Новый импульс искусство витража получает в конце XIX века, связанное с возникновением стиля «модерн». В основе стиля — тезис, согласно которому любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы“ стали природа и женщина. Модерн — стиль женский. Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов — блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий. Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны. Близок модерну и сам образ женщины. Модерн, в отличие от импрессионизма, стиль прежде всего дизайнерский. Он изначально направлен на привнесение искусства в частную жизнь человека, эстетизацию, украшение действительности и, в первую очередь, мира вещей, окружающих человека.
Для многих название витражей Тиффани ассоциируется с известным ювелирным брендом «Tiffany & Co». Самое интересное, что связь, действительно, существует. Американец Луи Комфор Тиффани, легендарный стекольный дизайнер и художник, — сын Чарльза Льюиса Тиффани, «Короля Бриллиантов» — основателя одного из самых знаменитых ювелирных домов.
Луи Комфор Тиффани (Louis Comfort Tiffany (1848-1933) стал наиболее ярким представителем витражного дела стиля Ар Нуво. В эпоху «арт нуво» витраж возродился как вид не только монументальной живописи, но и часть декоративно-прикладного искусства, широко используемого для украшения изысканных интерьеров. Тиффани и Ля Фарж усовершенствовали способ соединения цветных стекол разной формы. Их края обклеивали медной фольгой (фолией), а затем спаивали. Так появилась возможность соединять стекла не только в одной плоскости, но и придавать разноцветной поверхности выпуклые, объемные формы. Помимо этого новая технология позволяла скреплять даже очень маленькие кусочки стекла, соединяя их изысканно-витиеватыми, похожими на паутину линиями спайки.
Особое внимание было уделено созданию новых видов стекла для воплощения новых художественных замыслов. Цвет, текстура, фактура были нерасторжимо связаны с формой произведения, характером изображения, его живописностью, составляющей резкий контраст с плоcкостной средневековой системой. Производство таких витражей требовало много времени и усилий: каждый элемент надо было точно подобрать для достижения нужного эффекта. Мастерам требовались воображение и художественные способности, собирая тысячи частиц стекла и представляя, как будет выглядеть целое. В результате создавались удивительные по красоте и изысканности витражи с пейзажной тематикой, где основную роль играла не живопись по стеклу, а само окрашенное в массе стекло всевозможных оттенков и неповторимых фактур.
В 1885 г. Тиффани был приглашен, чтобы украсить театр в Нью-Йорке. Этот театр — Лицеум — стал первым в мире театром с электрическим освещением.
А Тиффани — прадедушкой всех театральных и кино-«светиков» (то есть осветителей). В 1900 г. на выставке в Париже он показал свою первую настольную электролампу. Когда-то электричество было роскошью. Об этом сегодня напоминают настольные лампы и витражи от Галле или люстры от Тиффани.
Благодаря этим мастерам формы, уподобленные природным, флористические орнаменты впервые вошли в странное сочетание с искусственным светом. Характерный стиль Тиффани — рисунок из мелких кусочков переливающегося стекла, сложенных наподобие мозаики, — в этом стекле и в этом металле свет бесконечно отражается, дробится, рассыпается на тысячи неверных оттенков цвета.
Подлинного совершенства Тиффани добился в дизайне витражей, он создал новый, необычайно красочный и насыщенный тип витражного стекла. В 1890 году образцы стекла favrile, как назвал его сам Тиффани, и изделия из него были представлены Смитсоновскому институту и Метрополитен музею, Тиффани завоевал Гран-при Парижской выставки. Тиффани получал заказы на оформление окон и потолков Белого дома, президентского дворца на Кубе, домов Марка Твена, Эндрю Карнеги и Корнелиуса Вандербилта.
Успех Тиффани в первую очередь стал возможен благодаря широкому применению новой техники сборки витража. Раньше витражисты отдельные кусочки цветного стекла скрепляли свинцовым или иным Н- образными переплетами и пропаивали места стыков. Согласно новому способу сборки витража, который впоследствии получил название «техника Тиффани» (Tiffany), каждый вырезанный кусочек стекла сначала по всему периметру торца оборачивался тонкой медной лентой. Ширина ленты немного превышала ширину стекла и края ленты загибались на плоскость стекла. Выложенные, согласно эскизу, стекла, обернутые фольгой, спаивались оловом с двух сторон по местам загибов ленты. В результате получали стекла, скрепленные легким надежным оловянным каркасом. Новый способ позволил ширину протяжки свести к минимуму и придать неповторимую изящность витражам, в отличие от витражей с широкими свинцовыми переплетами. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Кроме того, этот способ позволил собирать витражи не только в плоскости, но и объеме, чем Льюис Тиффани с большим успехом пользовался, создавая плафоны для ламп.. К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.
Деятельность Тиффани, несомненно, оживила художественное стеклоделие. Но собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) он не является. Эта заслуга принадлежит Джону Ла Фаржу, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей.
Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.
Для большинства стекол, используемых в произведениях витражей Тиффани, характерна непрозрачность — их опалесцирующий эффект. Его получают, добавляя в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.
Конечно, Тиффани использовал в своих работах и другие виды стекол, которые применялись в художественном стеклоделии еще до него. Среди них — кафедральное стекло, которое представляет собой окрашенное в массе прозрачное стекло. Промежуточное положение между опалесцентным и кафедральным занимает колоресцентное стекло, при изготовлении которого «глушеная» и прозрачная части стеклянной массы смешиваются не полностью и, таким образом, получаются пластины с матовыми и прозрачными участками. Античное стекло также изготавливают путем смешения прозрачной и непрозрачной масс. Если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками, то получится иризирующее стекло. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему популярным.
Изобретенная Тиффани техника медной фольги была первоначально предназначена для изготовления ламповых абажуров. Тиффани придавал большое значение лампам в оформлении интерьеров и стремился сделать их доступными для широких слоев населения. Его лампа «Цветущий лотос», собранная из 1600 стеклянных частей, диаметром 46 см. и высотой 35 см., цена составила в 1906 году 400 $, а в 1989 году на нью-йоркском аукционе Кристи была продана за 1,2 млн. немецких марок. Относительно низкая цена обуславливалась серийностью продукции, выпускаемой мастерской.
В истории ХХ века существует много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Круг известных художников, работавших для витражей или в живописи по стеклу, необычайно широк. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван-де Вельде, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Рени Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, а позже, в середине века, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал.
Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но все же достаточно широко представлены, по крайней мере, в обеих столицах. Они украшали как светские, так и церковные здания (Исаакиевский собор, Петропавловский собор С.Петербурге).
Особенно славился витражами Санкт-Петербург. Витражи радовали глаз в гостиницах, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах. В Москве особенно известен витраж «Рыцарь» Михаила Врубеля в особняке Морозова.
За многовековую историю существования витража в этой технике было создано множество подлинных произведений искусства, которые завораживают, вызывают восхищение зрителей, не оставляя никого равнодушным. Вышедший из недр архитектуры, витраж занял самостоятельное достойное место наряду с другими видами изобразительного искусства. И в настоящее время это светоносное искусство востребовано, продолжает развиваться, радуя взгляд каждого, соприкасающегося с ним.
vashvitrazh.ru
разнообразие видов, витражных техник и область их применения
Содержание:
Что представляет собой витраж? Это понятие включает в себя достаточно широкий спектр всевозможных способов декоративной отделки таких поверхностей, как стекло или зеркало. Уникальные свойства этих материалов подразумевают различные приемы их обработки, которые используются, как в отдельности, так и путем смешивания или комбинирования разных техник.
Виды витражных технологий
Рассмотрим поподробнее каждый вид техники в отдельности
Классический витраж
Классический (наборный) витраж является одним из самых древних способов декорирования, т.к. зародился он еще в средневековье. Использовалась данная техника в основном в церковных помещениях, храмах и соборах. В наше время сохранившиеся классические витражи на окнах можно увидеть, если посетить старинные замки, храмы, а также усадьбы Европы. На сегодняшний день технология осталась прежней, правда, в сочетании с новыми материалами и инструментами.
Процесс изготовления классического витража состоит из нескольких этапов:
- изготавливается эскиз;
- в соответствии с эскизом выкладывается узор из металлического профиля;
- в профиль вставляются вырезанные стеклянные детали, при этом места их стыков спаиваются;
- далее осуществляется процесс художественной росписи витража.
Для изготовления металлического профиля применяются такие металлы, как медь, свинец и латунь. В поперечном сечении профиль напоминает букву Н, в связи с чем его называют Н-образным. Цветные стеклянные элементы устанавливаются в нижний и верхний пазы этого профиля. В местах стыках стеклянные детали спаиваются между собой, таким образом, надежно закрепляя детали относительно протяжки. Данная технология позволяет удерживать стекла, имеющие толщину до 4 мм, таким образом, являясь достаточно надежным. Но, вместе с тем, технология классического витража имеет свой минус – жесткий профиль не предоставляет возможность создавать мягкие изогнутые контуры изображения. Средневековыми мастерами для изготовления витражей использовался только свинцовый профиль, который также имеет ряд своих недостатков, например, он достаточно мягкий и непрочный. Кроме всего прочего, обладая весьма большой шириной (4 – 6 мм), он не отвечает требованиям относительно изящества швов. В связи с этим, в современное время свинцовый профиль используется в первую очередь для реставрации старинных витражей.
Разноцветные стекла представляют собой основу классического витража, от которой зависит не только эстетический внешний вид, но и светопропускная способность. В наше время имеется огромное разнообразие в выборе витражных стекол. Но наиболее качественными считаются стекла таких марок, как Glashutte Lamberts, Spectrum, Wissmach,,Armstrong, Uroboros, которые не выцветают, представляя собой стекла, окрашенные в массе, а не с использованием односторонней окраски или пленочной аппликации.
Техника классического витража оптимальна для крупногабаритных витражных конструкций.
Тиффани
Техника Тиффани названа в честь ее создателя и основателя Луиса Комфорта Тиффани, который впервые в конце 19 века создал опаловое стекло, обладающее необыкновенными эстетическими свойствами. Необыкновенный внутренний свет стекла и богатое разнообразие оттенков просто поражали воображение. В настоящее время данная техника обрела огромную популярность и востребованность в силу высоких эстетически-художественных качеств. Витражи Тиффани отличаются необычайной реалистичностью изображений и «живостью» графики создаваемых образов, что достигается путем использования даже самых мельчайших стекол, а также выпуклых и вогнутых. Вообще витражи Тиффани с художественной точки зрения сравнимы с картинами, выполненными на холсте, и представляют собой настоящие произведения искусства. Следует заметить, что техника почти полностью основана на ручном методе сборки, являясь самой настоящей авторской работой. Каждый витраж поистине уникален и индивидуален, т.к. второй раз повторить его в точности невозможно даже самому опытному мастеру-профессионалу. Процесс создания витражей Тиффани состоит из нескольких этапов:
www.remontbp.com
История витражного искусства. Часть 2: sovkollekcioner — LiveJournal
Переплетение цветное,
Оконный стрельчатый пейзаж,
Святые, ангелы, герои,
И называется — витраж.
Владимир Френкель
На данный момент существует деление витражей на виды и типы. В основу их классификации входят не только и не столько способы их производства, сколько характерные особенности их внешнего вида или функционального назначения. При этом некоторые из них могут быть выполнены в одной и той же технике. Варианты основываются либо на разных способах скрепления стекол, либо на особенностях характеристик.
Например, можно выделить следующие виды современных витражей:
— Пескоструйный витраж.
— Мозаичный витраж.
— Наборный витраж.
— Спечной витраж (фьюзинг).
— Расписной витраж.
— Травленый витраж.
— Паечный витраж.
— Фацетный витраж.
— Комбинированный витраж.
— Кабошон.
— Узор «Мороз».
— Нацвет.
— Травление.
— Многослойное травление.
— Рюмочная плитка.
— Транспарант.
— Эрклез.
— Бендинг.
— Шебеке (панджара).
— Контурный заливной витраж и многие другие.
Но подробнее я остановлюсь на классификации, основанной на технике изготовления.
Витражи делятся на следующие типы:
1. Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Процесс производства классического витража состоит из нескольких стадий. Первоначально создается эскиз орнамента. Далее по его шаблону изготавливается П-образный профиль, после чего вырезаются детали из цветного стекла. Каждый стеклянный элемент обрамляется латунной, алюминиевой или медной протяжкой и припаивается к другим деталям витража. Таким образом, получается Н-образный профиль, соединяющий все фрагменты, а шов пайки становится невидимым.
Чтобы витражная картинка площадью более одного квадратного метра была более прочной, в процессе создания она делится на отдельные секции.
— Свинцово-паяный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие, так называемые жесткометаллические профили. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.
— Тиффани — одна из наиболее популярных технологий изготовления витражей. Такие композиции собираются из обточенных деталей, обернутых клейкой лентой из меди. Фрагменты соединяются с помощью оловянно-свинцового припоя.
Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.
Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.
— 3D-витраж.
Трехмерное изображение Тиффани заключается между двумя закаленными стеклами, образуя популярный сегодня 3D-витраж. Подобные витражи можно устанавливать в качестве стеклопакетов, так как они обладают прекрасной шумоизоляцией, долговечностью и теплопроводностью, к тому же легко моются.
Окно с витражом представляет собой классический двухкамерный стеклопакет с тройным остеклением, где третьим, внутренним полотном является сам витраж, который обычно изготавливается по технологии Тиффани.
2. Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.
Расписной витраж изготавливается при помощи специальных водорастворимых красок. Рисунок на таких композициях может быть практически любого формата. Для увеличения долговечности расписные витражи обжигаются при больших температурах или покрываются защитным раствором.
Наибольшее признание витражная роспись получила при декорировании интерьеров различных помещений в стиле модерн с началом XX века. Несмотря на войны и прочие катаклизмы минувшего столетья, секреты изготовления витражной росписи не были утеряны. В связи развитием новых технологий древнее искусство получило дополнительные возможности по созданию прекрасных стеклянных полотен.
3. Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.
Для производства таких изделий применяется сразу несколько популярных техник. Как правило, изготовление комбинированных витражей — сложный и кропотливый труд, поэтому стоимость изделий довольно высока.
Первое возможное применение комбинированного витража относится к XII веку и связано с первым трактатом об изготовлении витража для окна, написанным монахом Теофилом. В нем повествовалось о производстве стеклянной основы, ее окрашивании и разрезании с помощью раскаленного железного прута на отдельные рельефные элементы, которые затем собирались согласно заранее заготовленному эскизу.
После всего этого цветное стекло дополнительно расписывали красками для улучшения прорисовки деталей картины, а затем все элементы соединяли свинцовой проволокой и спаивали между собой. Так создавались первые комбинированные витражи, которые состояли из мозаики цветных фигурных стекол и разрисованных элементов.
В дальнейшем техника росписи в сочетании с классическим наборным витражом применялась для подгона витража под более широкий оконный проем. В этом случае такие вставки создавались в виде орнамента. В современное время комбинированный витраж решает сложные образные задачи. Сочетание некоторых витражных техник позволяет добиться некоторых оптических эффектов и фактурного богатства.
4. Пескоструйный витраж.
Первое упоминание о стекле с пескоструем датируется временами существования Древнего Рима. Оно закрывало свод раздевальни бани в Помпеях. Таким образом, уже в тот период примитивное сплошное матирование, созданное путем растирания песка плоским камнем, использовалось для декора и скрытия происходящего от чужих глаз.
Изначально с помощью инструмента для нанесения пескоструйного рисунка могли наноситься только небольшие и довольно простые узоры. Однако постоянное совершенствование аппарата на протяжении почти более сотни лет привело к тому, что в современных художественных мастерских процесс пескоструйной обработки почти полностью механизирован. Это позволяет наносить сложные, замысловатые узоры и рисунки на стеклянную поверхность любой формы и размера. Благодаря способности современного оборудования менять степень и глубину матирования, нанесенное изображение может быть полностью матовым, иметь легкий туманный налет или же быть объемным, что делает изделие эффектным и оригинальным.
5. Спечной витраж (фьюзинг).
Фьюзинг — спекание элементов на специальном обезжиренном стекле. При обработке используется печь с регулировкой температурных режимов. Особенная технология производства позволяет добиться трехмерного изображения, акварельного эффекта или монолитности.
Первые сплавленные кусочки стекла были получены еще в 1 веке до н.э., современные же плавильные печи для спекания стекла в технике фьюзинг (от англ. Fuse – плавление) впервые появились в 1990 г. в Германии. Кусочки цветного стекла соединялись между собой не с помощью металлических протяжек, а посредством спекания под действием очень высоких температур (600-850С). Данный метод стал продолжением техники горячей эмали, однако использование прозрачного стекла, пропускающего световые лучи, позволило придать технике эмалирования необыкновенные яркость и чистоту, легкость и ажурность.
6. Травленый витраж.
Конкретно, разберем матированные витражи.
Чтобы изготовить матированную композицию, стеклу придают некую шероховатость. Витражи с такой поверхностью выполняются различными технологиями, в частности лазерным излучением, металлическим напылением, химической обработкой и пр. Такая техника обеспечивает исключительную долговечность витража.
Техника травления берет свое начало со времен существования Древнего Рима, когда стекло матировали, растирая песок на стекле с помощью плоского камня. Позднее стало известно, что использование песка возможно в художественном декоре стеклянной поверхности. Вначале создавались простейшие узоры и рисунки, однако в процессе доработок оборудования для матирования изображения становились все более сложными.
Химический способ матирования имеет также свою историю. Данный метод ранее являлся токсичным, поэтому многие витражисты внедряли разные формулы по созданию матирующего вещества с добавлением соляной кислоты, фторсиликата натрия и пр., что ускоряло процесс травления стеклянной поверхности. В Японии был изобретен состав, основанный на расплавленных солях с добавлением гидроксида, бикарбоната одновалентного катиона. Сложность состояла в затрудненных условиях работы по расплавке солей. Затем были созданы специальные матирующие пасты, использование которых приводит к проявлению рисунка, однако основным их веществом стали кислоты (плавиковая и серная).
В 2002 году для матирования стекла изобретается сложный многокомпонентный реактив, который состоял из нитрата калия, нитрата лития, сульфата бария, фторида бария и диметилсульфоксида.
Как правило, происходит матирование стекла, зеркал и оргстекла.
7. Литой витраж — каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет, усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.
8.Фацетный.
Фацетные витражи делаются из ограненных элементов, тщательно отшлифованных и отполированных, со снятой фаской. Детали фиксируются на специально обработанной основе. Такие композиции отличаются большим весом, так как изготавливаются из толстого стекла.
Технологию изготовления фацетного витража можно отнести к классической. Отличие от последней состоит в том, что все или некоторые элементы стеклянной картины специальным образом предварительно обрабатываются в несколько этапов. Вначале при помощи специального станка со стекла под необходимым углом срезается кромка. Затем происходит ее шлифовка, в результате которой она становится матовой и не пропускает свет. И заключительным этапом является полировка, которая делает деталь полностью прозрачной.
Имитации витражей:
1. Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).
Заливной витраж считается лучшей имитацией технологии Тиффани. Все этапы разработки выполняются опытным мастерами витражного производства. Благодаря использованию специальных красок и влагостойких покрытий, срок эксплуатации таких композиций практически неограничен.
2. Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
Пленочные витражи изготавливаются из специальных полимерных материалов разных цветов и оттенков. Для фиксации здесь используются прижимы и оловянный или свинцовый профиль. Такой вариант является бюджетной альтернативой дорогим элитным витражам.
История пленочных витражей напрямую связана с историей XX века. Война, пронесшаяся над миром в сороковых годах прошлого века, оставила после себя колоссальные разрушения: многие города и поселки лежали в руинах. Для их скорейшего восстановления потребовались новые технологии, позволяющие быстро и качественно возводить красивые здания.
В настоящее время витражные пленки изготавливаются в различных странах по всему миру.
3. Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу. Является разновидностью пленочного. Хотя для накладок может использоваться и цветное стекло.
4.Фотопечать
Наиболее долговечная и качественная фотопечать — в триплексе. Существует также прямой и пленочный варианты. Рисунок здесь может быть абсолютно любым. Фотовитражи считаются одним из лучших вариантов бюджетного декора. Однако устанавливать такие композиции следует подальше от яркого солнечного света.
Техника полноцветной печати фото на стекле появилась совсем недавно – чуть больше одного десятилетия назад.
sovkollekcioner.livejournal.com
изготовление витражей, художественные витражи на заказ.
Наши витражи
Наша витражная мастерская занимается созданием интерьерных мозаичных композиций из цветного стекла. Мы считаем художественно-обработанное стекло самым эффектным отделочным материалом, которому нет равного. Арсенал выразительных средств и декоративных возможностей витража безграничен. Он позволяет организовать пространство по законам красоты, создать в интерьере одухотворенную атмосферу, легкую, изменчивую и непредсказуемую. Солнечным утром художественный витраж на стекле прозвучит мажорной импровизацией, в вечерних огнях — умиротворяющим романтичным аккордом. Мягко преломляя и рассеивая потоки света, он озаряет все вокруг разноцветными радужными искрами. Витраж – антипод стандартного убранства «без особых примет» и массовой штамповки. В популярной песне поется: «Все на свете из пластмассы, и вокруг пластмассовая жизнь». Существование витража дает надежду, что это преувеличение.ПодробнееИскусство витражного остекления имеет многовековую историю, в которой были и периоды взлетов, и годы забвения. В Санкт-Петербурге витраж появился в конце XIX века, и буквально за несколько лет достиг расцвета. В эпоху модерна изысканные стеклянные панно украшали Зимний дворец и дворцы великих князей, дворянские особняки, доходные дома, гимназии, гостиницы. Сегодня изготовление витражей на заказ вновь востребовано людьми, способными оценить магическую силу стекла, его артистизм и благородство. Мы занимаемся витражным творчеством более 15 лет, и уверены: наши идеи вдохновят тех, кто хотел бы превратить свой дом или офис в произведение искусства. Наша витражная студия плодотворно сотрудничает с известными архитекторами и дизайнерами, обращаются и заказчики «с улицы». Какие витражи заказывают? • Окна и двери • потолки и ниши • стены и светильники • интерьерные украшения • монументальные панно для клубов или ресторанов – – вы можете заказать авторский витраж любого вида и размера. Наши художники и мастера хорошо чувствуют фактуру стекла, владеют классическими и инновационными методиками, различными живописными стилями. Технология изготовления художественного витража предполагает умение идеально вписать декор в архитектуру помещения: выстроить композицию, подобрать цветовую гамму, найти правильный ритм и структуру компоновки элементов — чтобы и вашу мечту воплотить, и законов гармонии не нарушить. В ООО «Русский витраж» делают панно для самых разных интерьеров – от чинных и рафинированных, будто «застегнутых на все пуговицы», до ультрасовременных, эпатажных и хулиганских. В одних случаях используются плавные переходы оттенков и изогнутые линии, в других – контрастные цветовые стыки и энергичный монтаж. Художественные витражи на заказ могут выглядеть как причудливый орнамент и даже воспроизводить колорит старой живописи — «рембрандтовское» золотистое марево, чистые цвета раннего Ренессанса. Те или иные стилистические решения, будь то экспрессивный авангард или сдержанная классика, требуют своего подхода и особой манеры исполнения. Там, где хватает цветовых акцентов, мастер использует пескоструйную обработку, дающую матовый рисунок; для создания многослойного объемного витража применит технику фьюзинг. Витражное дело подразумевает, что будут учтены все нюансы, в том числе технические — мы выполняем весь комплекс работ «под ключ» (рамы, подсветка, монтаж и т. д.). Команда «Русский витраж» устроена по типу средневековой артели. Когда-то цеховые союзы и гильдии ремесленников, людей «посвященных», настоящих профессионалов, были основой европейской жизни. Наша витражная мастерская в Санкт-Петербурге продолжает традицию «города мастеров». Нам нравится решать сложные художественные задачи, мы готовы воплотить пожелания каждого заказчика, вместе открывая неповторимый мир современного стекла. С уже реализованными проектами вас познакомит интерьерная галерея сайта. Авторский витраж ручной работы, напоминающий россыпь драгоценных самоцветов, – не только стильный элемент декора, но и произведение искусства, в котором спрессовано время. Прошлое, настоящее и будущее сплетается в нем воедино, настраивая душу на высокий лад и позволяя ощутить дыхание вечности.
russvitrag.ru
История витражного искусства. Часть 1: sovkollekcioner — LiveJournal
Витра́ж (фр. Vitre — оконное стекло, от лат. Vitrum — стекло) — вид Монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение, и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. По одним данным оно зародилось еще до нашей эры — мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н.э. начало н.э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н.э., были застеклены цветными стеклами.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
Один из самых первых известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись прозрачными тончайшими пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.
В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры.
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания. Позднее, примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились, так называемые, Аравийские стеклянные окна. Отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.
Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. Особенности средневекового процесса были изложены в трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году.
В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
Активно проникать это увлечение стало в первой половине XIX века вместе с появлением здесь неоготических построек. Русские заказчики, в первую очередь аристократия, путешествовали по Европе, и вдохновившись увиденными во Франции и Германии витражами, хотели видеть нечто подобное и у себя дома. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). Однако, в силу ряда объективных факторов, изготавливать витражи не могли. И в подавляющем большинстве привозили из-за границы старинные средневековые произведения.
Спрос на витражи постепенно рос. Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века.
До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М.Э.Айнмиллером. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним, из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века.
Первые в Петербурге опыты по росписи стекла делались на Императорском стеклянном заводе. Там обжигали расписные стекла большого формата. Это были еще не классические свинцово-паечные витражи, собранные из кусочков разноцветных стекол — данные образцы представляли собой фигуративные композиции, расписанные полупрозрачными силикатными красками на цельном стекле, копии картин, исполненные в технике масляной живописи. Часть их экспонировалась на Петербургской промышленной выставке 1858 года, Петербургской мануфактурной выставке 1861 года, Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году.
В 1860-е годы ситуация чем-то напоминала сегодняшнюю. Были художники, которые только рисовали эскизы, а были те, которые и рисовали, и принимали участие в изготовлении. Важным событием стало открытие в 1899 году класса живописи по стеклу в ЦУТР барона Штиглица. Для России витражное искусство не было традиционным. Например, известный мастер Владимир Дмитриевич Сверчков изготавливал витражи в Мюнхене, где были все необходимые стекла и краски, а заодно и опытные мастера. У нас подобные условия для работы и производственный опыт стали возможны на отдельных крупных стекольных производствах только в начале XX века.
Владимир Сверчков. Королева Катарина Монсдоттер и её дети: Сигрид и Густав, Кафедральный собор Турку.
Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж».
Даже несмотря на то, что основателями российских стекольных и витражных фирм были иностранцы, например, Адольф и Макс Франк, отечественная промышленность того времени так и не смогла полностью обеспечить их производства необходимыми материалами — пигментами для окраски стекол, красками для росписи. Промышленное оборудование также приходилось закупать за границей.
Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящён античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».
«Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру.
Витражи в Торговом Доме Елисеевых на Невском проспекте. Установлены в 1900-х, утрачены в 1930-х. Это был один из самых больших по площади витражей в Петербурге.. Ниже — то, что сохранилось.
Ресторан гостиницы «Европейская».
В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Они произвели настоящую революцию в сфере изготовления. До изобретенного им метода стекла в витражах соединялись при помощи свинцовых профилей, что не позволяло изготавливать тонкие и изящные работы, соединить таким способом кусочки стекла маленькой или витиеватой формы было практически невозможно. Изобретенный Тиффани способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, открыли новую страницу в истории художественного стеклоделия. А техника Тиффани стала самой распространенной во всем мире для создания витражей, ламповых абажуров и других произведений декоративно-прикладного искусства из цветного стекла. Витражи созданные по данной технологии широко применяются по сей день.
Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.
Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.
Спад в производстве витражей наметился вместе с угасанием стиля модерн с его растительной орнаментикой и богатым декором. Первая мировая война и последовавшая за ней революция окончательно прервали традиции в производстве витража, которые начали складываться в России. После 1917 года витраж стал официально восприниматься как элемент чуждой буржуазной культуры, и до 1960-х годов не получал широкого распространения в отечественной практике оформления интерьеров.
20-30-е годы ХХ века в СССР прошли под знаменем конструктивизма и рационализма.
Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и посёлки.
Однако, витражи не вписывались в новое направление. Более того, они считались излишними, и даже вредными.
В первый послевоенный период архитекторы активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая города, архитекторы старались исправлять их старые недостатки.
Колоссальное внимание было уделено новым генеральным планам стертых с лица земли крупных городов.
Как писали советские критики 1970-х годов: «в сложном процессе выработки архитектуры восстановления городов, в целом безусловно положительном, назревала тем не менее опасность некоторой мании грандиозности, „принявшей эстафету“ от черт гигантомании, свойственной ряду произведений довоенной архитектуры. Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как украшательство».
Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная разрушениями войны. В эти годы начинается развёртывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начинают появляться кварталы, застраиваемые домами из крупных бетонных блоков, внедряются индустриальные методы строительства, которые удешевляют. Однако усугублялись и отрицательные тенденции: в их число входит отделка фасада с незавершенностью дворов и внутриквартальных пространств. Последующая эпоха активно осуждала «фасадный» принцип стиля — обильное применение колоннад, лепнины, украшательство. И именно в этот период начался постепенный возврат интереса к витражному искусству. Безусловно, речь идет только о монументальном направлении. Первые витражи стали появляться в наиболее значимых зданиях. И по своему виду полностью соответствовали общей «грандиозности» того времени.
Конец этому роскошному стилю положило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (4 ноября 1955). На смену сталинскому ампиру после кончины вождя пришла функциональная типовая советская архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства. Парадокс заключается в том, что как раз тогда монументальное искусство достигло своего расцвета.
С середины 50-х годов в архитектуре начался новый этап «эра блочного строительства». Важнейшее место занимает типовое жилищное строительство из крупнопанельных блоков. Архитекторы стремятся найти наиболее конструктивные решения, покончить не только с практикой украшательства, но и со скукой однообразных плоскостей, в результате чего здание, будь то общественное или жилое, органически бы вливалось в ансамбль города.
В искусстве в 60-е годы художники разрабатывают так называемый «суровый стиль». (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому). Представители этого направления стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать «правду жизни». Расширился диапазон тем — в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни» геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны. В поисках «правды жизни» эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения «сурового стиля» с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста.
Естественен интерес художников «сурового стиля» к жанру историческому и историко-революционному. Художникам иногда трудно выразить мысль с помощью только одной картины, они прибегают к многочастным произведениям-диптихам, триптихам.
Эти же тенденции монументализации образа, которые прослеживаются в искусстве этих лет, воплощаются и в монументальной живописи. Данный жанр в этот период широко распространился — благодаря развитию строительства и возможностям самой монументальной живописи.
Панно на торцах больших корпусов, росписи стен в фойе театров, рельефы на фасадах, скульптурные указатели, рельефы на решетках. Все это объединено единым стилем — лапидарным, условным, тяготеющим к знаковому выражению, к символике, эмблематике, преодолевающим описательность.
Начиная с 70-х годов, уделяется особое внимание декору общественных интерьеров. Ушли в прошлое росписи стены, лепные узоры, покрывающие своды потолков, капители колонн, портал, весь скульптурный декор – декоративные фризы, кессонные потолки с розетками и росписью, массивные карнизы. Возрос интерес к различного рода декоративным панно – мозаика, чеканка, ковка, витраж, гобелен — это своего рода связующая ниточка традиций в использовании декора и современной лаконичностью.
В этот период принципу «искусство принадлежит народу» подчинились и витражи, которые во все времена считались признаком роскоши. Они заполнили окна школ, всевозможных домов пионеров и научно-исследовательских институтов.
С конца 70-х годов активно развивается монументальный стиль, так как при строительстве общественных зданий было обязательным выделять средства на «художественную отделку». Сюжетами для создания мозаичных и витражных панно стали темы, вторившие идеологии того периода – космос, труд, советские достижения и другие. Грандиозные размашистые произведения, которым и всей стены мало – вот символ тех лет.
В Минске работали несколько витражных мастерских при художественном комбинате. Не было проблем с покупкой листового цветного стекла. Художники заказывали его в Брянске. Если нужны были какие-то особые оттенки, ехали в Ригу. На стеклозаводе «Нёман» была богатая палитра цветов, хорошие условия для отжига. Это давало возможность делать толстые стекла, до 5 сантиметров, — рассказывает художник Вероника Витковская. — Популярности витражей способствовала архитектура 1970-1980-х. Огромные окна в холлах и лестничных пролетах требовали особого оформления.
Национальные школы Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Закавказья в создании подобных панно использовали национальные традиции, производили эксперименты с формообразованием.
Пока всё. Продолжение во второй части.
Спасибо за прочтение! До новых встреч. Ваш, советский коллекционер.
sovkollekcioner.livejournal.com