Сграффито, что такое. Уникальная отделка стен с техникой Сграффито
Сграффито, что такое. Уникальная отделка стен с техникой Сграффито
Сграффито – это художественно- декоративная отделка стен. Выполняется процарапыванием заданного рисунка по заранее нанесенным цветным накрывочным слоям.
Точную дату появления этого вида отделки определить затруднительно. Историки считают, что сграффито появилось в Италии в эпоху ренессанса, но археологи находят пещеры, в которых примитивные рисунки выцарапаны осколками камней. Это тоже сграффито.
Древние этруски и греки использовали технику сграффито при декорировании глиняной посуды. Выцарапанные рисунки можно увидеть на керамике древних народов Перу. В средневековой Италии методом выцарапывания украшали стены дворцов и церквей. Техника не сложная, хотя и трудоемкая, но низкозатратная, благодаря чему очень быстро нашла своих почитателей во всей Европе. Образцы такого монументального зодчества сохранились до наших дней в Германии, Чехии, Греции Италии.
В советском монументальном искусстве сграффито тоже широко применялось. Прлиткультовские полотна, конечно, сильно уступали изящным итальянскому ренессансу и чешскому барокко, зато покорители космоса, пионеры и строители коммунизма запоминались своей выразительностью.
Техника сграффито очень проста. На подготовленную поверхность наносится нижний слой отделки, после схватывания его – следующий и так далее. Слоев может быть два и более, зависит количества цветовых оттенков в картине. Затем, не давая полностью просохнуть, начинают выцарапывать рисунок, следуя цветному эскизу.
Сегодня облик нашего города изменился, стекло и металл не требуют украшательства и сграффито переместился в частное домостроение.
В интерьере сграффито не так популярно как обои или лепнина, но оно тоже занимает свою нишу. Используют его в декоре стен, как наружных, так и внутренних. Чаще это рисунок по углам домов или вдоль цоколя и крыши. Внутри помещения это могут быть акцентированы отдельные участки – обрамление дверей и окон, ниши, карнизы. Но и многоцветные панно этот метод тоже позволяет сделать.
Достоинство техники сграффито – это неповторимый внешний вид, такая работа всегда оригинальна. Недостаток – сложность ухода, скапливается пыль, которую можно убирать с применением бытовой химии. Кроме того, работа ручная, трудоемкая и скрупулезная, поэтому стоимость ее достаточно высока.
И последнее – древнеэтруский способ декора посуды не затерялся в веках, жив и интенсивно применяется. Для изготовления вазы, кувшина или чашки изделие-полуфабрикат покрывается тонким слоем специальной глины (ангоб), затем подсушивается и простым карандашом переносится выбранный рисунок. По карандашным линиям процарапывают ангоб и запекаем при температуре из инструкции к ангобу. После этого рисунок корректируется и мягкой кистью изделие очищается. Завершает процесс нанесение глазури.
Сграффито в интерьере. Рисунки из штукатурки в технике Сграффито
Сграффито (итал. sgraffito), или граффито (итал. graffito) — это техника выполнения монументальной настенной живописи, при которой рисунок создается прорезанием слоев цветной штукатурки.
Давайте разберемся в особенностях выполнения этой редко встречающейся техники декоративной отделки, пришедшей к нам из Древней Греции.
Пример классического рисунка по технологии графито.
Особенности сграффито
Сама по себе технология этого декоративного оштукатуривания проста и не требует особых инструментов. Но важным навыком в работе является скорость и точность прорезания цветных слоев. Срезать материал легче, когда он не затвердел окончательно, т.е. находится в полусыром состоянии.
От количества разных слоев штукатурки зависит сложность рисунка сграффито. Цветов может быть от двух до пяти. При этом чем тоньше слой, тем точнее нужно снимать материал вышележащего слоя, чтобы не убрать лишнего.
Общая толщина декоративного покрытия равна 10-15 мм. Через чур толстые сграффито могут отслоиться от основания.
Фото в интерьере и на фасаде
Вот несколько красивых современных работ с технике сграффито. Декоративная штукатурка отлично смотрится в интерьере и на фасадных стенах.
Необходимые инструменты
Для прорезания и снятия свежего материала используют металлические скребки разнообразных форм. Их выбор зависит от конкретного рисунка, ширины между элементами сграффито.
Широкий петлевой скребок. Предназначен для снятия больших площадей на поверхности штукатурки.
Маленькие петлевые скребки. Таким инструментом удобно прорабатывать детали, выводить контуры картины.
Самодельный скребок для сграффито сделан из упругой жести.
Стеки . Для процарапывания также пригодятся разнообразные стеки, которые используют для лепки и моделирования.
Стеки с загнутой под 90 градусов рабочей поверхностью наиболее удобны для работы в сграффито на стене.
Материалы
Традиционным материалом для настенных рисунков из штукатурки считается известково-песчаная смесь.
- Она известна с древнейших времен и применяется по сей день для отделки как снаружи, так и внутри помещения.прост в приготовлении, дешево стоит, покрытие получается довольно прочным.
- Для фасадных стен подойдет. Он более крепкий, не боится внешних атмосферных воздействий. Но для приготовления цветной смеси нужно использовать белый портландцемент, иначе декоративный слой будет очень тусклым, невыразительным.
- Во внутренней отделке можно использовать гипсовые штукатурки и шпаклевки. Посмотрите,, чтобы продлить время работы с материалом.
Актуальные цены
Гипсовая штукатурка
Чтобы окрасить минеральные смеси в нужный цвет необходимо купить сухие пигменты или колеры на водной основе. Сухие цветные порошки предпочтительней использовать, хоть они менее насыщенные, но за то более стойкие к выгоранию и дешевле стоят.
Про колеровку декоративной штукатурки рассказано в.
Также для работы будет необходим защитныйили. Им покрывают завершенную отделку. Лак защитит штукатурку от истирания, влаги, осыпания и пыли.
Техника выполнения
Самостоятельно выполнить рисунок сграффито лучше сначала в двух цветах. Рассмотрим, как это сделать.
Шаг 1 . Определитесь с цветами слоев рисунка. Обычно нижний слой темный, а верхний — светлый, например, бежевый, белый, желтоватый.
Шаг 2 . Замешайте в ведре сухую штукатурку с водой и колером. Равномерно нанесите раствор на всю декорируемую поверхность стены, разровняйте кельмой до толщины 2-4 мм. Дайте материалу высохнуть. Этот первый слой, ниже которого уже не будем прорезать, можно оставить высыхать на более длительный срок, до суток.
Первый слой.
Шаг 3 . Приготовьте штукатурный раствор другого цвета, также ровно нанесите поверх первого слоя, полностью его закрыв. Для начала прорезания сграффито достаточно подождать, чтобы штукатурка схватилась, не оставляла следов при прикосновении пальцами.
Второй слой.
Шаг 4 . Переносим рисунок на стену. Если вы хорошо рисуете, то можно делать это «от руки» сразу выцарапывая контуры стеком. Чтобы перенести изображение с образца на стену, можно воспользоваться калькой или трафаретом. Наиболее простой способ — это направить на стену проректор, но не у всех он есть.
Шаг 5 . Снимайте скребками штукатурку верхнего слоя пока не проявится другой цвет покрытия. Лишние частички материала сметайте со стены щеткой. Края элементов рисунка подравнивайте канцелярским ножом.
Получившийся фактурный узор.
Шаг 6 . После завершения сграффито покройте всю декоративную штукатурку акриловым лаком или воском. Сделать это можно валиком, кисточкой или губкой.
На
Таким образом выполняется рисунок из послойной декоративной штукатурки.
Техника Сграффито в керамике. Открытое занятие «Сграффито»
Зинаида Зацепина
Открытое занятие «Сграффито»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества «Сокол» г. Липецка
План — конспект занятия с презентацией
в студии «Глиняная фантазия»
Тема: «Мир вокруг нас. И он прекрасен. Сграффито » .
Занятие рассчитано на детей 9 — 11 лет.
(первый год обучения)
Педагог дополнительного
образования
Зацепина З. Д.
Тема занятия : «Мир вокруг нас. И он прекрасен.
Сграффито »
Цели: развитие творческих способностей посредством работы с керамикой
Задачи:
— закрепить умения работать с керамическим пластом (изготовление тарелочки, плакетки) ;
— познакомить с видами монументальной живописи;
— учить декорировать керамику в технике сграффито ;
— учить работать с трафаретами, шаблонами;
— самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
— развивать потребность в творчестве, воображение и фантазию; — воспитывать бережное отношение к животным (природе)
Оборудование, инструменты и материалы для занятия :
Для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, экран, образцы изделий, украшенных в технике сграффито
Для детей: глина двух цветов, рейки, скалки, иглы, ткани, баночка для воды, кисточки, шаблоны, трафареты, тычки, упоры для руки, заточенные палочки.
Новые понятия: сграффито , силуэт.
План занятия
1. Огр. момент — 1-2 мин
2. Беседа о сграффито
а) сообщение темы занятия — 1 мин
б) Сообщение о новой технике – сграффито – 7-8 мин
3. Объяснение последовательности практической работы 8 — 9 мин
4. Практическая работа 60-65 мин
5. Подведение итогов рефлексия 3-4 мин
Ход занятия
1. Орг. момент.
Проверка готовности к занятию .
2. Беседа о сграффито .
а) Сообщение темы занятия
— Мы вами сегодня познакомимся с техникой декорирования керамики сграффито , украсим тарелочку или пласт.
что такое сграффито, особенности и история развития. Примеры сграффито на стенах зданий
Сграффито (от итальянского graffiato — «процарапанный») — это техника процарапывания острым инструментом стены, покрытой одним или несколькими разноцветными слоями штукатурки, или поверхности керамической посуды.
Сграффито является отличной альтернативой традиционных фресковых росписей в регионах с влажным климатом. Процарапанное на цветной штукатурке изображение хорошо сохраняется в течение многих лет и не разрушается под воздействием влаги.
Особенности сграффито
Сграффито — это особая художественная техника, которая кардинально отличается и от росписи, и от мозаики. Готовое изображение также нельзя назвать рельефным, так как основа процарапывается на небольшую глубину.
Стандартная технология сграффито включает несколько последовательных этапов:
- Подготовку (выравнивание и грунтование) основы.
- Нанесение на нее одного или нескольких слоев разноцветной штукатурки.
- Процарапывание на стене изображения по заранее выбранному шаблону.
Мастеру приходится работать быстро, пока верхний слой штукатурки остается влажным и поддается обработке. В этом заключается основная сложность использования технологии. Зато после окончательного высыхания раствора рельефное изображение становится прочным и долговечным.
Технику сграффито можно использовать не только для наружной, но и для внутренней отделки зданий. С ее помощью создают небольшие стенные панно и масштабные панорамные изображения. Сграффито также применяют для выделения отдельных архитектурных элементов (ниш, карнизов, рустов, фризов) и оригинального декоративного оформления потолков помещений.
История сграффито
История сграффито берет свое начало с времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Возраст самых старых образцов керамики с процарапанными изображениями составляет более 4 000 лет. Древнюю технику декоративной отделки керамической посуды у египтян позже заимствовали греки, а затем и римские мастера.
Классическая технология процарапывания стен зданий по сырой штукатурке впервые появилась в эпоху Раннего Возрождения. В течение XV-XVI веков сграффито пользовалось большой популярностью в Риме, Флоренции, Пизе, других регионах и городах Италии.
Наиболее известными мастерами той эпохи были Полидоро Кальдара (Polidoro Caldara) и Матурино да Фиренце (Maturino da Firenze). К сожалению, практически все сграффито, украшавшие фасады домов и дворцов Рима, были безвозвратно утрачены. До наших дней сохранились лишь их изображения на старинных гравюрах.
Из Италии оригинальная техника декорирования стен постепенно распространилась в другие европейские страны. Наибольшую популярность сграффито приобрела на территории современных Германии, Австрии и Чехии. Многочисленные образцы работ умелых мастеров и сегодня украшают фасады зданий старинных городов Баварии, Тюрингии и Моравии.
На стыке XIX-XX веков интерес к сграффито значительно возрос с наступлением эпохи Модерна в искусстве. Многие художники начали экспериментировать в старинной технике. Среди лучших образцов творчества мастеров того времени можно выделить оригинальный фасад Дома Коши в Брюсселе и оформление интерьера Церкви Святой Девы Марии в Уэльсе англичанином Хейвудом Самнером (Heywood Sumner).
Огромной популярностью пользовалось сграффито и в Советском Союзе. С начала 1930-х годов и вплоть до развала государства эта техника широко использовалась в оформлении фасадов общественных и жилых зданий. Советские художники сотнями создавали пропагандистские изображения, прославляющие величие страны и достижения народа. Многие образцы этого монументального искусства до сих пор можно встретить во всех уголках бывшего Союза.
В наши дни сграффито даже с большой натяжкой нельзя назвать популярной техникой отделки стен зданий. Современные строители используют новые технологии и материалы, а в архитектуре господствуют совершенно другие идеалы оформления экстерьера и интерьера.
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, включая керамику в технику сграффито. Здесь же можно напрямую купить картины и панно у современных художников различных стран.
Сграффито — гипсовая техника между росписью и лепниной
Любители искусства, побывавшие в Италии, Франции, Чехии и других европейских странах, сохранивших исторические памятники, никогда не забудут необычные гипсовые фрески, называемые сграффито. Невероятно красивые двухцветные панно, украшающие здания, одновременно похожи и на картины и на гипсовый рельеф.
Особенность сграффито — фрески состоят из слоев окрашенной гипсовой штукатурки, что и отличает их от обычных картин. Кроме того, поверхность имеет рельеф. Это делает изображение более четким и живым, чем на живописной картине.
Что такое сграффито
Сграффито — это техника графического оформления гипсовых поверхностей зданий. Она зародилась и процветала в эпоху Возрождения. Вторая волна интереса к сграффито началась в эпоху неоренессанса.
Принцип выполнения сграффито заключается в нанесении на поверхность двух или более разноцветных слоев гипса. При этом толщина гипса не превышает 0,2 — 10 мм, что делает работу очень кропотливой. Далее мастер удаляет часть верхнего еще влажного слоя методом соскоба или процарапывания. Обнаженный нижний слой создает контрастный рисунок. Такая отделка гипсом применялась для фасадов и внутренних стен в помещениях зданий.
Мотив сграффито, обычно фигуральный или орнаментальный, характеризуется наличием особой прямоугольной формы.
Фото: источник
Техника выполнения
Двухцветный рисунок сграффито достигается в результате окраски одного из слоев штукатурки. В соответствии с традиционным методом ренессанса нижний слой окрашивается в темный цвет. Ранее для этого применялся тонкоизмельченный уголь или зола из соломы.
Если мастер окрашивает нижний слой гипса в светлый цвет, а верх делает темным, получается изображение, называемое контрсграфито.
Некоторые мастера упрощали процедуру путем легкого соскоба узоров в верхнем слое. После придания шероховатости гладкой поверхности фасада гравировкой рисунков, он вскоре приобретал цветовой контраст благодаря выветриванию.
Некоторые мастера работали, используя эскизы. Если же требовалось повторение рисунка, в ход шли трафареты. Для украшения рисунка и усиления эффекта в сграффито внедряли другие техники, дополняя панно мозаикой, рисунком, гипсовой лепниной.
Чем сграффито отличается от граффити
Сграффито и граффити — однокоренные слова, но они обозначают разные техники. Граффити — это вид объемного рисунка на стене, но в данном случае эффект объема создается краской, а не процарапыванием. Основой в этом случае служит поверхностный слой стены. Т.е. граффити — это стилизация рисунка под стиль сграффито.
Типы сграффито
Letterbox (почтовый конверт). Форма, состоящая из прямоугольников, разделенных двумя диагоналями, напоминает обратную сторону конверта. Фасад, украшенный буквой сграффито, имитирующей бриллиант или пирамидальные заостренные строительные блоки, создает впечатление полной гармоничности.
Украшения. В дополнение к шаблону, рисунок в стиле сграффито может быть геометрически разделен линиями, кругами или другими кривыми элементами.
Очень часто используются орнаментальные, растительные или фигурные мотивы сграффито, в основном содержащие темы из древнегреческой или римской мифологии, сцены из Библии, особенно из Ветхого Завета, или различные аллегорические фигуры или сцены.
Граффити в неоренессансе
Впервые технику сграффито стали применять в Италии в 15 веке, когда началось строительство больших и значимых зданий, требующих красивой отделки фасада. Из Ренессанса сграффито было заимствовано в периодах ар-нуво и сецессиона (конец 18 — начало 19 в.).
Лучшие работы того времени::
- Отделка дома на Кикенмаркт в Брюсселе. Работа О. Франсуа и А. Прива-Ливемо (1897 г.).
- Отель Сомберлани в Брюсселе. Архитектор П. Анкара (1897 г.).
- Гостиница «Метрополь» в Москве. Авторы В. Валькот и М. Врубель (1899 г.).
- Дом Куши в Брюсселе. Архитектор П. Куши (1905 г.).
- Общественный дом в Праге. Работа О. Поливки и К. Шпиллара (1905 г.).
Фото: источник
Сграффито в Чехии
Сграффито — важный элемент декора нео-ренессансных домов. Интересно рассмотреть развитие этого искусства на примере Чехии, где этот вид гипсового искусства был особенно популярен.
Первый сграффито был спроектирован в 1867 году в здании женской средней школы в Праге Войтехом Ульманном. Затем направление было расширено архитектором Йозефом Шульцем — автором проекта реконструкции знаменитого дворца Шварценберг.
При подготовке к реконструкции он изучил методы создания картин сграффито на фасадах, оформленных в 15-м и 16-м веках. Его интересовали рецепты создания гипсового раствора, сохранившегося в непростых климатических условиях Чехии.
Работы Шульца увеличили интерес к сграффито, и многие чешские архитекторы начали применять его в отделке жилых домов в стиле неоренессанс, черпая вдохновение в оформлении домов, построенных в период Ренессанса.
Значительный вклад в применение сграффито на фасадах жилых домов и общественных зданий внес архитектор Антонин Виль. Пример работы Виля — дом № 1035 на улице Поштовска, разработанный в сотрудничестве с другими художниками. Фасад дома был украшен карнизом в виде люнетов — это уникальное решение для того времени. Виль включил этот элемент в проект в процессе строительства.
Работа мастера настолько понравилась общественности, что элементы отделки дома были использованы при реконструкции собора Святого Петра в Праге архитектором Яном Коулом. В отчетах Ассоциации архитекторов, опубликованных в 1883 году, проект реконструкции обозначался как «интерпретация и развитие стиля А. Виля».
Специалисты писали: «… Виль борется за новое архитектурное выражение на основе образцов, характерных для Чехии XVI и XVII веков. Он впервые показал чего можно добиться, когда строил дом с оформлением сграффито на улице Поштовска. Архитектор усердно изучал памятники эпохи ренессанса и старался использовать их в своих проектах. Мы чувствуем легитимность этого стиля, но еще никто точно не определил, какое истинное значение он имеет … ».
Некоторые неоренессансные дома с сграффито, спроектированные Антонином Вилом:
- Дом № 1035/17 на улице Каролина Светла, построенный А. Виллем вместе с Я.Зеером. Авторы украшений — Женишек и Мыслбек (1876 г.).
- Угловой дом № 527 в Праге, в старом городе. Построен вместе с Карелом Гемпертом. Дизайн сграффито выполнил Миколаш Алеш (1888 г.).
- Угловой дом № 542 на улице Зборовска в Смихове. Построен с Карелом Гемпертом (1885 г.).
- Дом №15 на Гавличкова. Построен с Карелом Гемпертом (1886 г.).
- Собственный дом Виля № 792 на Вацлавской площади, украшенный Алешем и Фанта (1894 г.).
Фото: источник
Сграффито в России
Стиль сграффито в России не применялся до 1925 года. Это было связано с недоступностью технологии производства стойких гипсовых растворов и красок. Европейские мастера тщательно сохраняли рецепты в строгой тайне. И все попытки создать нечто подобное претерпевали неудачу — фрески рассыпались и теряли вид после первого осенне-зимнего сезона.
Технику создания сграффито разработали в Московском ВХУТЕИНе. Страна нуждалась в красивых зданиях и новых сюжетах, при этом отделка должна была быть недорогой и давать большие возможности в оформлении. Гипс подходил для этих целей как ничто другое.
Монументальными росписями украшали торцы и фасады значимых общественных зданий. Но сюжетом служили не библейские мотивы, а достижения ученых и специалистов народного хозяйства. Художники изображали космонавтов, хлеборобов, героев войны и т.д.
Посмотреть подобную работу можно в Государственном музее им. К. Циолковского. К сожалению, другие образцы уже потеряны или требуют срочной реставрации.
Современное применение стиля сграффито
Современные художники все чаще прибегают к опыту давно ушедших коллег. Не исключением стал стиль сграффито, дающий огромные возможности в оформлении и фасадов и внутренних стен. Пример современной работы — многослойное сграффито художника С. Боксера, созданное в 2012 г. Работа привлекла внимание и критиков, и ценителей искусства.
Более того, подобная техника стала применяться и в других видах творчества, например, в керамике.
источник обложки
монументальная графика в новом прочтении / Берлогос — журнал о дизайне и архитектуре
4 января 2013 г.
Сграффито на фасаде палаццо della Carovana в Пизе, Итали
Сграффито по цветным слоям штукатурки
Санкт-Моритц, Швейцария
Барочные орнаменты в технике сграффито. Прага
Дом «У минуты» в Праге
Сграффито на фасаде дворца бракосочетаний
Дворец пионеров в Москве
Отделка по «мотивам» сграффито в исполнении мастерской «Диптих»
Когда-то в технике сграффито украшали не только итальянские палаццо и европейские замки, но и фасады советских общественных зданий и жилых домов. Многие российские города носят печать этого монументального декора, часто наивного и эстетически неоднозначного. В современной архитектуре этот проверенный временем способ оформления стен почти не применяется.
Техника сграффито имеет долгую и славную историю: появившись в ренессансной Италии, она быстро распространилась по всей Европе и на протяжении столетий использовалась в архитектуре. Само название «сграффито» происходит от итальянского sgraffito (процарапанный), что практически объясняет особенности создания этого фасадного декора – способом процарапывания рисунка по нескольким слоям штукатурки.
Традиционная европейская практика была такова: на стены наносили слой серого цемента, а поверх него – белую штукатурку. Получался двухцветный рисунок, орнаментальный или сюжетный с изображением бытовых и мифологических сцен.
Сграффито XVI века, Италия
Палаццо della Carvona в Пизе
Благодаря итальянским архитекторам, которых часто приглашали поработать за границей, сграффито прижилось во всей остальной Европе. Сравнительная простоте технических приемов и прочность сделали этот декор повсеместно распространенным: в городах Австрии, Чехии, Германии сохранилось множество старинных зданий с этой монументальной графикой на стенах.
Шварценбергский дворец в Градчанах, Чехия. Сграффито имитирует крупноблочную кладку
Кремс, Австрия. Сграффито на фасаде дома, XVI век
Советское монументальное искусство тоже находило для сграффито широчайшее применение. Возможно, изображения социалистического прошлого не столь изящны, как в ренессансной Италии или барочной Чехии, да и темы далеко не куртуазные. Но в выразительности им не откажешь: кто хоть раз видел на фасаде образы строителей коммунизма, покорителей космоса и пионеров, вряд ли их забудет.
Строительный техникум в Орле
Сегодня сграффито в классическом исполнении применять почти невозможно, потому что основой для этой техники служит штукатурка. А ее используют на фасадах крайне мало, ведь современная архитектура – это чаще всего сплошное фасадное остекление. Да и архитекторы не ищут каких-то эксклюзивных декоративных решений, используя привычные: это покраска, лепнина, в лучшем случае фигурная кирпичная кладка.
Облик городов совершенно изменился, и в общественных зданиях сграффито совсем не встречается, перемещаясь в частное строительство и интерьеры. Кроме того, сграффито – это традиция европейская, и нам в этом смысле не к чему апеллировать. Советское сграффито в качестве традиционной поддержки мы не рассматриваем.
Все же слухи об окончательном исчезновении сграффито можно считать несколько преувеличенными: современные материалы и новые подходы дают возможность возродить забытое старое искусство.
Кристина Косьянковская
художник, руководитель мастерской «Диптих»
– Сграффито можно великолепно применять и сегодня, ведь эта техника позволяет реализовать любое пластическое решение, интересную геометрию, орнамент любой сложности. Но здесь есть одна проблема – бюджет.
Заказчик при выборе штукатурки «начинает за здравие, а кончает за упокой», опускаясь от дорогих марок до турецких, а с них – до местного продукта сомнительного качества.
К сожалению, люди не всегда помнят, что театр начинается с вешалки, а дом – с фасада. Вкладывая в интерьер, они не задумываются, каким лицом их дом повернут к миру. Хотя сейчас появляются проекты, в которых фасад – это красивое лицо.
Дом в стиле модерн, проект архитектора Анны Пятуниной
Сегодня, конечно, никто не будет делать резьбу по сырому колерованному цементу. Это очень трудоемко: нужно учитывать скорость высыхания основы, чтобы успеть точно вовремя превратить ее в рисунок. Сейчас никто не владеет этими навыками. У студента монументально-декоративного факультета еще может получиться практическая работа в 1 кв. метр. А когда стоят леса, и огромная площадь стены …это уже нереально, этот высший пилотаж утрачен.
Однако современные материалы позволяют создавать сграффито в новом прочтении. Только в этом случае не процарапывать изображение, идя вглубь слой за слоем и получая контр-рельеф. А, напротив, добавлять новые слои, дающие ощущение глубины.
Образец рельефного декора для проекта Анны Пятуниной — сграффито в новом прочтении
Мы не называем это техникой сграффито в классическом понимании и даже ее имитацией. Но именно сграффито послужило основой этой декоративной техники, и в своей работе я внутренне опираюсь на его визуальный эффект.
Апеллируя к исторической технике, я вспоминаю увиденные в Европе фасады – замки и городские дома Чехии, палаццо Италии. Те первоисточники, от которых этот монументальный декор берет свое начало. А для убедительности использую покрытия с выразительной поверхностью. Однако не стоит путать нашу технику с декором, который можно просто набить через трафарет. Мы идем дальше, создавая рельефное изображение.
Когда хорошо знаешь классические рецепты и правильный подход, легче адаптироваться к современным материалам, сохранив характер и образ. Так художник, который великолепно владеет техникой академической масляной живописи, легко напишет картину и акрилом.
Технология сграффито в домашних условиях — Мастер-классы
Цели делать большой урок не было и поэтому просто коротко опишем технологию сграффито, которую можно сделать дома самому. Скорее это будет псевдо сграффито.
Итальянское слово «сграффито» обозначает особую техническую разновидность нacтeннoгo декоративного изображения, выполняемого в несколько перерывающихся цветов металлическими инструментами.
Техника сгpаффито состоит в процарапывании полностью просохшей более светлой краски, покрывающей более темным штукатурным слой, или же в соскабливали нанесенных друг на друга тонких разноцветных слоев штукатурки. Отличаясь четкой графичностью исполнения сграффито применяется. как правило, для орнаментальных мотивов.
Вот как, например на этой стене (фото из википедии).
А что-бы сделать что-то похожее на первую фотографию вам не нужны специальная цветная штукатурка и особые инструменты. Плотная белая бумага, темперные краски 3-5 цветов, кусок воска или стеариновая свеча, острый перочинный нож или, еще лучше, медицинский скальпель — вот все, что потребуется вам для работы.
Прежде чем браться за рисунок, подготовьте соответствующим образом бумагу. Чистый лист ватмана сначала надо покрыть тонким слоем воска. (Предварительно воск можно растопить на огне или же просто твердым куском воска или свечой хорошенько натереть поверхность бумаги н слегка прогладить ее теплым утюгом.) Затем на слей воска широкой кистью нанесите слой краски любого выбранного вами цвета. Когда краска высохнет, снова нанесите спой воска, а поверх него — новый слой краски другого цвета. Нанеся таким образом 3-6 слоев краски, в зависимости от выбранного красочного сочетания, вы можете считать бумагу подготовленной.
Перед тем как перейти к дальнейшей работе, сделайте небольшой эскиз теми же цветами красок, которыми покрывали бумагу. Эскиз выполняйте локальными цветами, то есть без цветовых и тональных переходов.
Теперь можете приступать к основной работе. Сначала по верхнему красочному слою сделайте карандашный рисунок. Затем ножом или скальпелем начинайте соскабливать верхний слой краски и воска до нужного вам цветового слоя. Пользуясь лезвием или острым концом ножа, вы будете раскрывать либо большие цветовые плоскости, либо тонкие штрихи. Если вам, к примеру, понадобится белый цвет, то проскоблите все слои бумаги.
Кстати, воск предпочтительнее, потому как он более пластичен в руках и не так сильно крошится, как стеарин, когда его начинаешь скоблить.
На первой фотографии изображен иероглиф «Дзэн». Размерчик работы всего 60 х 60 мм.
Тэг:
Техника декорирования керамики сграффито
Продолжаем разговор о том, как начать лепить из глины самостоятильно и сегодня хочу рассказать о своей любимой технике декорирования керамики — сграффито. Возможно в школьные годы на уроках рисования вы делали что-то подобное — процарапывали покрытую краской вощеную бумагу.
Сграффи́то (итал. sgraffito) или граффи́то (итал. graffito — процарапанный) — техника декорирования керамики, стен или фасадов зданий, которая основана на процарапывании верхнего слоя краски или штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету.
В древности техника сграффито применялась в керамике (вазы Греции), в 15-17 веках распространилась в Италии: поскольку рисунок со временем не истирается, технику сграффито использовали для декорирования внешних стен и фасадов. Из Италии сграффито распространилось в Европу.
Обычно высушенное изделие или отдельную его часть покрывают слоем ангоба, цвет должен существенно отличаться от цвета глины. Карандашом аккуратно наносится будущий рисунок, а затем специальным острым деревянным или металлическим инструментом слой ангоба процарапывается до поверхности черепка. Затем изделие обжигается, покрывается бесцветной глазурью и снова обжигается. Звучит достаточно просто и понятно. Но когда начинаешь копть глубже отываются неведомые горизонты возможностей.
Сграффито может быть многослойным, разноцветным, если на изделие нанести несколько слоев краски. Я люблю рисовать, и мои работы скорее графичны, чем живописны. Поэтому только раз увидев изделия декорированные в стиле сграфито, я загорелась сделать так же.
Ангобы наносятся на хорошо подсушенное или сухое изделие изделие, слой должен быть плотным, т.е. для густых ангобов это три слоя, для прозрачных — 5 слоев, слои краски лучше наносить в разных направлениях, чтобы избежать проплешин. А вот дальше встает вопрос — когда лучше процарапывать рисунок.
Я попробовала это делать несколькими способами и расскажу свои впечатления.
1. Нанесение ангоба на подсушенное изделие в кожетвердом состоянии.
Как только высохли слои краски приложила кальку с рисунком и прорисовала контур шилом. Впрочем шило при сильном нажатии прорывает кальку, поэтому я взяла самый тонкий вязальный крючок и дообвела рисунок до конца им. В результате на моей круглой плитке остался заметный, но не глубокий след.
У меня не было специальной петли для процарапывания сграффито, поэтому я попробовала выцарапывать рисунок разными инструментами — стеками, толстой иглой, вилкой для ракообразных, большой петлей. Стружки и пыть от выцарапывания я сметала толстой кистью и мягкой зубной щеткой. Удобней всего из вышеперечисленного оказались два инструмента, которые я помещаю на фото 1.
Минусы процарапывания по кожетвердому состоянию — можно слишком глубоко продавить глину, на линиях остаются лохмушки и задиры. Плюсы — рисунок процарапывается четко по линиям, можно делать полутона лопаточками, т. е. выцарапывать цвет до тонкого слоя. Вот фотографии работ процарапаных по кожетвердому состоянию:
2. Нанесение ангоба на высушенное изделие и процарапывание рисунка сразу же, не дожидаясь пока ангоб высохнет на 100%.
Продавить рисунок не получилось, поэтому прибегла к портновскому способу — наколола дырочки в кальке и запылилила контрастным цветом. Процарапывать рисунок по сухому изделию получается быстрее и аккуратнее, недосохший ангоб хорошо счищается лопаточками. Из минусов — сухая глина при процарапывании подлипает к влажным слоям ангоба и цвет потом после обжига получается неровным.
Фото тарелки, сделанной таким способом:
3. Нанесение ангоба на сухое изделие и ожидание пока краска высохнет полностью.
На высушенный ангоб рисунок легко перевела с помощью кальки и карандаша. Но процарапывать рисунок было непросто — инструмент подскакивал на неровностях и рисунок сбивался, кроме этого, высохший ангоб иногда отлетал кусочками и получались неровные края рисунка. Попробовала чуть попрыскать на изделие — дело пошло лучше.
Теперь для себя я выбираю способ №2 — высушенное или почти высушенное изделие и чуть влажный ангоб.
Кроме однослойного сграффито я попробовала 2 разных способа цветного сграффито. В первом случае (фото 4, фото 5) ангобы наносились в несколько слоев, поэтому нужно было постараться, чтобы аккуратно снять нужное количество краски, во втором случае на издаелие в разные места были нанесены ангобы разного цвета, а сверху все было покрыто черным ангобом, соответственно можно было процарапывать либо глубоко — до глины, либо до слоя предыдущего ангоба. Посмотрите на фото 5, что получилось, еще ярче это будет видно после обжига.
И в заключение я хочу сказать, что вы сами в праве выбрать тот способ процарапывания, который удобнее вам, а прекрасные работы будут лучшим ответом как это делать.
На фото 6 вы видите экспонаты, выполненные в технике сграффито, которые были представлены на выставке, которая проходила в Академии керамики.
Продолжим рассказ о керамике в следующий раз. До встречи!
Рекомендуем посмотреть наши другие статьи:
Сграффито в Калининградской области: техника настенной росписи родом из Италии
Итальянским словом «сграффито» обозначают особую технику нанесения узоров и рисунков на отштукатуренные стены фасадов. Украшенные таким способом здания приобретают уникальный и запоминающийся облик. Узнаем, как зародилась и распространялась техника и какими примерами сграффито можно полюбоваться и сегодня, в том числе в Калининградской области.
Техника нанесения сграффито
Понятие восходит к итальянскому слову graffiare, что значит «процарапывать, выскребать». Техника нанесения рисунков следующая: стены покрывают двумя или более слоями штукатурки (цемента или ангоба — жидкой глины). Затем слегка подсохший верхний слой, обычно более светлый, в определенных местах соскребают, и под ним обнаруживается другой слой, темнее. Эти темные участки и составляют цельные изображения, контрастируя со светлым верхним слоем.
Сюжеты для сграффито выбирались разные. Чаще стены украшали мифическими, религиозными или бытовыми сценами, изображениями цветов, ветвей или ваз, геометрическими фигурами и абстрактными узорами. Поскольку в работе важна была точность и аккуратность, для нанесения использовали заранее подготовленные трафареты. А дополнительную декоративность элементам сообщали с помощью мозаики и керамических вставок.
Нойбургский замок, Германия (фото bboellinger, Pixabay)
Сграффито следует отличать от других настенных декораций. Техника находится между рельефом и граффити, но для рельефа изображение слишком плоское, а для граффити — слишком объемное. Хотя в основу техники положена работа с влажной штукатуркой, к фрескам сграффито тоже не отнести. Кстати, оно отличается от фрески большей долговечностью, поэтому подходит для декорирования внешних стен.
История зарождения и распространения
Зародилось сграффито еще в древние времена. С его помощью украшались старинные керамические вазы Греции и Этрурии. Но широкое распространение в архитектуре техника впервые получила в Италии. Сграффито стали украшать итальянские палаццо в XV веке: большие и красивые дворцы требовали эффектной отделки. Одним из первых, кто описал технику, стал итальянский живописец и архитектор эпохи Ренессанса Джорджо Вазари.
Поскольку итальянских умельцев часто приглашали работать в другие страны, сграффито начало путешествие по Европе. Наибольшее распространение оно получило в Германии (особенно в Баварии), Чехии, Австрии, Бельгии, Восточной Европе.
Жилой дом в Праге, 2017
Впечатляющие примеры сграффито того периода можно видеть на следующих архитектурных памятниках:
- Дворец в Читта-ди-Кастелло, Италия, XVI в.
- Бауский замок, Латвия, 1443 г.
- Замок Красицких, Польша, 1631 г.
- Литомишльский замок, Чехия, XVI в.
- Замок Брандис-над-Лабем, Чехия, XVI в.
- Мартиницкий дворец, Чехия, XVI в.
- Дом «У минуты», Чехия, XVI—XVII вв.
- Шварценбергский дворец, Чехия, XVII—XVIII вв.
Дом «У минуты», Прага, Чехия (фото bboellinger, Pixabay)
В Кёнигсберге самое старое сграффито можно было наблюдать на стене замка Нойхаузен (г. Гурьевск). Изображение датировано 1540 годом. Сегодня замок закрыт для туристов, сграффито не сохранилось.
Сграффито на стене замка Нойхаузен (фото из интернета)
Новый виток популярности сграффито пришелся на период расцвета ар-нуво (конец XIX — начало XX вв.). Яркие примеры:
- Дрезденский замок, Германия, 1899 г.
- Дом в городе Вайтра, Австрия.
- Тимпан «Принцесса Грёза», гостиница «Метрополь», Россия, 1899—1907 гг.
- Дом Куши, Бельгия, 1907 г.
- Гран-Мезон-де-Блан, Бельгия, 1897 г.
- Тимпан «Посвящение Праге» на общественном доме в Праге, Чехия, 1905—1912 гг.
Сграффито в СССР и в Калининграде
В Советском Союзе техника сграффито появилась в 1925-м. Рисунки, в отличие от сделанных европейскими мастерами, производили впечатление не изящества и легкости, а скорее монументальности и силы. Популярные сюжеты — космонавтика, армия, сельское хозяйство, спорт, советская символика и атрибутика. В цветовой гамме доминировали, как и можно ожидать, оттенки красного.
Дворец спорта «Юность» в Калининграде, 2019
Характерный пример — дворец спорта «Юность» в Калининграде (1978 г.): фасад украшен изображениями физкультурной тематики. Данные об авторе различаются: в мемуарах председателя горисполкома Калининграда (1972—1984) Виктора Денисова указывается художник Шевченко, а по другим данным, рисунок создал Кошкин.
Дворец спорта «Юность» в Калининграде, 2019
Нельзя сказать, что сграффито полностью ушло в прошлое. Оно до сих пор применяется в дизайне, но чаще для декорирования внутренних помещений, а не экстерьера зданий.
Сграффито в Пионерском
До недавнего времени в городе Пионерском сохранялось два здания со сграффито, построенные в начале XX века.
Первое — вилла «Доротея» 1905 года постройки (ул. Комсомольская, 8). К сожалению, проведенная в 2015 году реставрация непоправимо и незаслуженно лишила здание его главного украшения. Уничтожение архитектурного наследия остается на совести реставраторов, не придавших, очевидно, должного значения старинной отделке.
Вилла «Доротея» до и после капремонта
К счастью, город еще может похвастаться одним уцелевшим зданием со сграффито. Оно было построено в начале XX в. и находится по адресу: ул. Дачная, 6. На фасаде сохранились изящные изображения цветов, ваз и солнца. А на уровне второго этажа можно полюбоваться изображениями женских голов в профиль, напоминающих камеи.
Сграффито на стене жилого дома в г. Пионерский (ул. Дачная, 6), 2017, 2019
В ближайшие годы (вполне возможно, в 2020 году) дом будут ремонтировать, а значит, редкий образец техники сграффито, сохранившийся в России, мы можем потерять.
Максим Эвальд, ProBaltiku.ru
Что такое сграффито? Его история, процесс и объяснение использования на рамах
Прежде чем мы начнем, мы должны сказать вам, чтобы избежать путаницы, похоже, есть два варианта написания этого слова: sgraffito и scraffito .
Самым традиционным и самым старым вариантом написания является первое, так что именно об этом мы и поговорим в этом блоге. Это также более тесно связано с итальянским происхождением этого слова. Но оба написания кажутся взаимозаменяемыми и считаются правильными.
Некоторые из самых красивых рам в нашей коллекции рамок для картин сделаны в старинном ремесле сграффито. Это оправы, которые чаще всего привлекают внимание коллекционеров.
Однако сграффито, конечно, не ограничивается рамками для картин.
Это ремесло, используемое в декоре стен, керамике и часто встречается в африканском искусстве.
История сграффито
Происхождение сграффито восходит к итальянскому ренессансу, когда оно сыграло значительную роль в его использовании на фасадах зданий и дворцовых фасадах.После появления в Южной Европе сграффито проник в искусство и архитектуру в период Северного Возрождения, особенно в Германии. Примеры сграффито все еще можно найти в таких местах, как Флоренция и Бавария.
Он также мигрировал на Ближний Восток, где стал довольно популярным в Иране. Он особенно использовался в регионе Амол в Иране, где художники использовали сложные изображения птиц и других животных в своих рисунках сграффито. Итак, вы можете видеть, что это ремесло возникло не из-за обрамления картин, но на самом деле оно было легко освоено создателями рам еще во времена итальянского Возрождения.
Так что это уже?
Для начала, Merriam-Webster определяет сграффито как «украшение путем срезания частей поверхностного слоя (например, из гипса или глины), чтобы обнажить землю другого цвета». Sgraffito происходит от итальянского слова «graffiare», что означает «царапать» .
Это действительно самая важная вещь, которую нужно помнить о сграффито. Царапина .
Рамы для картин сграффито
Большинство рамок для картин сграффито изготавливаются путем нанесения слоев левкас , белой смеси красок, состоящей из связующего вещества, смешанного с мелом или другим пигментом, поверх деревянной или гипсовой рамы.Этот левкас часто покрывают тонкими листами 24-каратного сусального золота, которое может быть желтого или белого золота.
Затем этот слой сусального золота покрывают какой-то цветной краской. Когда краска высохнет, ее аккуратно и тщательно соскребают, создавая целенаправленный узор, чтобы обнажить золотую основу. Инструмент scraffito сделан из острого металлического лезвия, прикрепленного к деревянной ручке.
Результатом этого царапания является богато текстурированный и многослойный дизайн.
Многие современные производители рам для картин, которые стремятся быстро создать эффект сграффито, наносят наклейку поверх краски.Или они на самом деле рисуют золотой узор поверх краски. В любом случае результат этого эрзац-сграффито уродлив и дешев. Нет глубины или текстуры. Богатство полностью принесено в жертву скорости. Поистине нет замены настоящей сделке.
Здесь следует сказать, что, хотя сусальное золото является наиболее распространенным и традиционным субстратом, используемым для сграффито, это не единственное его применение.
Иногда в более упрощенной версии используется слой краски вместо сусального золота.
Эту краску оставляют для отверждения на поверхности перед нанесением второго слоя другого цвета поверх первого слоя. Мастер использует инструмент сграффито, чтобы выцарапать рисунок. В результате получился дизайн «цвет в цвет» с той же текстурой, что и аппликация сусальным золотом.
Общая нить — это, конечно, наслоение и царапанье.
Сграффито часто наносится на все 4 угла рамы, но не ограничивается углами. Его можно обрабатывать по всей раме.
Некоторые из наших самых элегантно изготовленных оправ созданы исключительно талантливым мастером, которого мы нашли, который гордится старой школой каждой рамой, которую он делает для нас. Доставка этих рам может занять 2 месяца; нет стремительного сграффито. Но даже после 30 лет работы мы все еще испытываем глубокое волнение, разворачивая один из этих драгоценных камней.
То же самое делают и коллекционеры, когда они, наконец, видят рамку для картин сграффито на своих произведениях искусства.
Рамки сграффито — это действительно нечто!
Что такое сграффито?
Sgraffito определяется как «украшение путем срезания частей поверхностного слоя, чтобы обнажить землю разного цвета.’В последнее время наблюдается некоторый долгожданный ренессанс, и в настоящее время это популярный — и относительно простой — метод для использования в вашей работе. Сграффито выполняется на кожаной твердой керамике, так как верхний слой намного легче соскоблить. По сути, вы прочесываете цветной листок, чтобы увидеть глиняное тело под ним.
История
Учитывая, что слово sgraffito происходит от итальянского слова graffiare , означающего «царапать», эта техника действительно зародилась в Италии и датируется примерно 15 или 16 веком.Сграффито играл важную роль в Риме в период Возрождения и часто использовался известным художником Караваджо и его партнером Матурино да Фиренце. Оба художника были современниками Рафаэля, одного из мастеров живописи наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи, и входили в его мастерскую.
Художники впервые начали использовать сграффито на внешней стороне зданий, используя его для создания невероятно детализированных фресок на фасадах домов и дворцов. Невероятные образцы техники сграффито сохранились по всей Италии, особенно во Флоренции и Пизе.
Интересный факт
После его появления в Италии художники по всей Европе начали использовать сграффито — его следы до сих пор можно увидеть повсюду от Баварии до Трансильвании и широко в Каталонии.
Затем Сграффито перешел от мастеров художников и строителей эпохи Возрождения, чтобы использовать его в других областях, например, на декоративных рамах для картин, царапинах на листе золота внизу и, конечно же, на керамике. Некоторые из самых ранних керамических изделий сграффито производились в долине реки По в Северной Италии, а затем в Пизе, где ее начали продавать по всей Европе.Сграффито также было очень популярно на Ближнем Востоке, особенно в Иране, который разработал некоторые из своих типов сграффито. В своих рисунках в регионе Амол использовались тщательно продуманные птицы и животные; Gabri Ware была разработана для вырезания цветочных узоров через толстую белую накладку, а Aghkand Ware использовала аналогичные культовые изображения птиц с использованием зеленого и желтого цветов.
Томас Борн / Getty ImagesСоздание сграффито
Итак, первое, что нужно начать со сграффито, — это выбрать, из какой глины сделать ваше изделие.Как правило, мелкие глины работают намного лучше, поскольку что-либо грубое или с слишком большим количеством грога не создаст гладкой поверхности, когда вы соскребаете верхний слой скольжения или подглазурь. Вы, конечно, можете использовать технику сграффито на горшках любой формы и размера, но в первый раз легче всего будет работать с большим плоским блюдом, тарелкой или плиткой. После того, как вы закончите свою работу, вам нужно дать ей высохнуть до состояния твердой кожи, так как ее будет намного легче вырезать, и ваши линии будут более четкими.
Затем вам понадобится бланк, ангоб (фриттованный бланк с меньшим содержанием глины) или подглазурь.Вы можете использовать любой цвет, который вам нравится, но черный может работать особенно хорошо, поскольку линии такие четкие. Следующим шагом будет нанесение краски на подглазурную основу, примерно пять слоев равномерно нанесенной подглазурки должны хорошо подойти, а затем дайте ей высохнуть, чтобы кожа стала твердой.
Затем перейдем к творческой части в выборе дизайна, который вы хотите использовать. Вы можете выбрать из нескольких различных техник. Во-первых, вы можете использовать карандаш, что-то легкое, например, карандаш 2B, чтобы нанести свой рисунок на кусок, или вы можете нацарапать от руки глину.Во-вторых, если ваш дизайн немного более сложен, вы можете сначала нарисовать его на кальке. Затем просто нанесите кальку на свою работу и аккуратно скопируйте рисунок на тарелку. Хороший совет — скопируйте с кальки цветным карандашом, чтобы вы могли точно увидеть, какие линии вы уже нарисовали.
После того, как вы нарисуете начальные линии на пластине, самое время приступить к резьбе. Острый металлический инструмент с острием — вы даже можете использовать инструменты для резьбы по дереву — лучше всего подходит для соскабливания подглазурной глазури.Следуйте рисунку, который вы нарисовали на изделии, аккуратно соскребая его со средним давлением по ходу движения. Это долгий процесс, в зависимости от того, насколько детализирован ваш дизайн, но очень полезный. Держите под рукой мягкую щетку, чтобы аккуратно смывать стружку. Как только вы закончите, ваше изделие готово к обжигу, и результаты могут быть очень впечатляющими.
Керамика сграффито из Мантуи, итальянское керамическое украшение
Мантуя заслужила свое доброе имя в истории итальянской керамики в 15 веке и сохраняла ее более 200 лет, став центром передового опыта в производстве керамики сграффито.
Эта техника стала известна в Италии в 10 веке благодаря растущей торговле с Ближним Востоком, но в Мантуе она приобрела очень характерный и уникальный характер.
Как это часто бывает, за расцветом искусства стоит спонсор. Действительно, сила и влияние семьи Гонзага действительно способствовали превращению Мантуи в один из главных художественных, культурных и музыкальных центров Северной Италии и страны в целом в эпоху Возрождения.
Магазин Мантовской керамики
Узнайте больше о Мантуя
Мантуя расположена в самом сердце Северной Италии.Это красивый город с множеством архитектурных сокровищ, которые являются уникально важными образцами истории итальянского искусства. Во время правления Дома Гонзага искусство и культура находились под защитой, и многие художники нашли в Мантуе хороший дом, например: Леоне Баттиста Альберти, Андреа Мантенья, Джулио Романо, Донателло.
Мантуя находится недалеко от места рождения римского поэта Вергилия. Это также город, в который был сослан Ромео в пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Так.
Нет необходимости добавлять дополнительные сведения о причинах, по которым вы должны добавить это в свой план путешествия при посещении Италии.
На самом деле есть еще одна причина: это керамика сграффито. После двух столетий славы, которые совпали с итальянским Возрождением, производство постепенно остановилось из-за общего обеднения и изменения вкусов. Во второй половине ХХ века тщательное исследование оригинальных артефактов установило их абсолютную художественную значимость и стилистическую автономию и заложило основу для их возрождения.
Подробнее о керамике сграффито
Керамика сграффито сегодня полностью ручная, как и много веков назад.Рисунок «царапается» на поверхности деталей перед первым обжигом и окончательной покраской. Это кропотливый и трудоемкий процесс с множеством различных этапов:
1 — когда необработанный кусок хорошо высохнет, гончар наносит на его поверхность слой белой глины, ангоб, и дает ему высохнуть
2 — дизайн царапается на ангобе острым инструментом, затем изделие кладут в печь для первого обжига
3 — во времена итальянского Возрождения керамика вручную расписывалась с использованием оксидов металлов, обычно оксида кобальта, оксида меди, оксида железа, диоксид марганца и оксид сурьмы.Сегодня используются безопасные для пищевых продуктов глазури.
4 — керамика окунается в белую глазурь специальными щипцами. Эта глазурь застеклится во время второго обжига, защищая изделие на века.
Впервые эта техника использовалась для украшения простых форм, таких как тарелки и миски. Однако достаточно быстро гончары улучшили свои навыки и начали создавать более сложные формы и разрабатывать новые узоры, ставшие вечной классикой, такие как «узел», звезда Давида, рисунки на гранате, круг с крестом, животных. , деревья.
Техника рисования сграффито или царапающей краской
Caiaimage / Рафаль Родзох / Getty Images
Если вы думали, что единственный конец кисти, который вам следует использовать, — это тот, на котором есть волоски, вам нужно подумать еще раз. «Другой конец» очень полезен для техники, называемой сграффито.
Термин sgraffito происходит от итальянского слова sgraffire , что означает (буквально) «царапать». Техника включает в себя прочесывание слоя еще влажной краски, чтобы показать, что находится под ним, будь то высохший слой краски или белый холст / бумага.
Любой предмет, который будет царапать линию на краске, может быть использован для сграффито. «Изнаночный конец» кисти идеален. Другие возможности включают ноготь, кусок карты, острый конец малярного ножа, расческу, ложку, вилку и затвердевшую кисть.
Не ограничивайтесь царапиной тонкой линии; широкое сграффито, например, с краем кредитной карты, также может быть очень эффективным. Если вы используете что-то острое, например нож, нужно быть осторожным, чтобы случайно не порезать опору.
И не ограничивайтесь использованием техники двумя цветами. Когда верхний слой высохнет, вы можете нанести поверх него другой цвет и поцарапать его. Или вы можете применить ряд цветов к вашим нижним слоям, чтобы разные цвета отображались в разных частях.
Сграффито с маслом и акрилом
Иван / Getty Images
Главное, что нужно помнить при выполнении сграффито маслом или акрилом, — это то, что цвет, который вы хотите показать, должен быть полностью высохшим, прежде чем вы нанесете слой краски, который собираетесь стереть.В противном случае вы сотрете оба слоя.
Когда первоначальный цвет высохнет, нанесите цвет, который собираетесь поцарапать. Верхний слой краски не должен быть жидким, иначе он просто стечет обратно по поцарапанным участкам. Либо используйте достаточно густую краску, чтобы она держала форму, либо дайте ей немного высохнуть, прежде чем царапать ее.
Сграффито особенно эффективен при рисовании импасто, обеспечивая другой уровень текстуры, а также контрастный цвет.Если вам нравится текст на картине, вам следует попробовать использовать сграффито — возможно, вам будет проще, чем пытаться рисовать на словах.
Сграффито с акварелью
Техники живописи: Сграффито.Мэрион Бодди-Эванс
Сграффито на бумаге работает иначе, чем сграффито на холсте, потому что слой краски (как правило) настолько тонкий, что вы царапаете бумагу так же, как краску. Там, где вы поцарапаете или вдавите поверхность бумаги, влажная верхняя краска будет собираться на ней, а не открывать белый цвет бумаги.Если краска начинает сохнуть, ее будет меньше.
Использование ножа, острого лезвия или наждачной бумаги, чтобы поцарапать поверхность акварели, может быть очень эффективным для создания текстуры, но помните, что вы «повредите» поверхность бумаги, и она будет очень впитывающей (пористой), если вы нарисуйте его снова.
Если вы добавите немного гуммиарабика в акварельные краски, краска станет более плотной, а следы сграффито станут более заметными или четкими.
Окрашивание волос сграффито
wundervisuals / Getty Images
Сграффито может быть очень эффективным для окрашивания волос или, скорее, «втягивания» в краску для создания прядей волос.В зависимости от того, какой размер объекта вы используете, вы можете получить отметки разной ширины, от очень тонких для обозначения отдельных волосков до толстых для обозначения пучков или бликов.
В примере, показанном здесь, цвета стали довольно мутными в результате их чрезмерного смешивания на картинах. Поскольку краска была сделана акрилом, а не маслом, очистить ее до холста было невозможно, так как нижние слои краски уже высохли. Но вместо того, чтобы закрашивать его, сграффито использовалось, чтобы создать впечатление волос, черт лица и рубашки.
Получившаяся картина не является шедевром, но имеет отличное ощущение текстуры. Представьте, как бы это выглядело, если бы цвет волос был более насыщенным.
Как использовать сграффито и холст
Мэрион Бодди-Эванс
Если вы рисуете на холсте с относительно грубым волокном или переплетении, например, на холсте из хлопковой утки, сграффито можно очень эффективно использовать с этим. Когда слой краски высохнет, вы закрасьте его новым цветом, а пока он еще влажный, с помощью большого малярного ножа или мастихина соскребите большую часть краски.
Новый цвет останется в нижних «карманах» плетения, как показано на фото, потому что нож не проникает в них. Если вы хотите удалить больше цвета, промокните картину тканью. Используйте движение вверх-вниз, а не из стороны в сторону, чтобы краска размазалась по холсту.
Эту технику можно использовать как для всего холста, так и для небольшого его участка. Другой вариант — вытереть живописный нож с небольшим количеством краски ровно поперек холста, чтобы краска попала только на верхнюю часть полотна.
Керамика сграффито не просто царапает поверхность: она хранит воспоминания
Этому сообщению больше года и он больше не актуален. Просматривайте этот контент с учетом его возраста.ДАННЫЙ ИНТЕРВАЛ ДЛЯ БИЗНЕСА Горит на
Принесено вам этими общественными организациями, потому что они признают, что
хороший бизнес полезен для всех:
Поттер Карен Грей почти случайно обратила внимание на свою излюбленную технику.Столкнувшись с трехмесячным ограничением подвижности из-за гипса на ноге, она начала вырезать изображения из глины на своем колесе, чтобы чем-то заняться. Тогда она не знала, что это приведет к исключительному сосредоточению внимания на технике, называемой сграффито, что по-итальянски означает «выцарапано», и к процветающему бизнесу по индивидуальному заказу, запечатлевшему коттеджи, воспоминания и любимые предметы ее клиентов в глине.
«Это было так весело, что это только что выросло, и теперь я в значительной степени превратился в простое сграффито», — говорит Грей.«Благодаря этому появилась возможность выполнять индивидуальные заказы, которые возникли из-за того, что кто-то сказал:« Вы нарисуете мой коттедж? »»
Чтобы создать свои уникальные работы, Грей сначала делает изделие — кружку, блюдо или миску — а затем дает ему попробовать, чтобы внешняя поверхность начала затвердевать. Затем она наносит слой глазури — часто черный, но иногда и цветные пятна — и когда он высыхает, она начинает царапать поверхность, чтобы раскрыть изображение. По индивидуальным заказам она работает по фото. Иногда она добавляет слои цвета обратно в поцарапанные области.
Изображение служит источником вдохновения для многих пользовательских работ Грея сграффито (представленная фотография)
Готовый индивидуальный заказ (представленная фотография)
Карен Грей демонстрирует, как она царапает поверхность, чтобы показать глину под ней
Кружки сграффито ожидают обжига
Один из последних индивидуальных заказов Карен Грей — семейный коттедж
Это долгий процесс, как само царапание, так и время высыхания. Более сложные работы требуют больше времени. «Мне нужно четыре недели, чтобы глина высохла с разумной скоростью, иначе она может потрескаться.До обжига она называется бисквитной посудой и находится в очень хрупком состоянии. Когда его обжигают, он немного напоминает отпечаток на линолеуме или ксилографии «.
Грей получил несколько необычных и интересных запросов. Множество коттеджей на тарелках, но еще и кружка с изображением горного велосипеда и ворона, набор мисок для ребенка, миска для собаки и даже красная крышка пожарной машины для бачка унитаза.
Она говорит, что сначала нервничала по поводу создания нестандартных вещей. «Но люди так прекрасно понимают, что что-то может пойти не так — могут быть проблемы в печи или могут быть проблемы с сушкой — и это действительно нормально.Если не получится, я всегда могу построить еще один. И в конце концов, если это не сработает, никто и никогда не сказал «нет» ».
Мастерская и галерея Гончара
Сграффито, помимо прочего, хорошо подходит для тарелок, мисок и кружек
Работа сестры Карен, Джейн, также висит в ее галерее
Карен добавляет цвет к некоторым из своих сграффито
Работы других художников также выставлены в Гончарной мастерской и галерее
Гончарная мастерская и галерея — красочное место
Гончарная мастерская и галерея открылись 1 июля.Это вторая галерея Грея — первая была в Мейнуте, недалеко от Бэнкрофта, но она вернулась на эту сторону Алгонкин-парка, чтобы быть ближе к семье. Она отремонтировала дом на Брунел-роуд, чтобы он стал галереей, студией и домом одновременно.
Грей не планировал заниматься творческой карьерой — художницей в семье была ее сестра Джейн, художница. «Люди приходили и спрашивали:« Вы художник? », А я всю жизнь говорил, что нет, это моя сестра». Но затем, примерно в 2000 году, она пошла в воскресный дневной урок гончарного дела в Кирни, а затем, импульсивно, взяла трехмесячный перерыв в работе, чтобы пройти уроки гончарного дела в школе искусств Халибертона в 2001 году.В течение нескольких лет она не слишком много работала со своим новооткрытым умением, но затем в 2009 году купила и отремонтировала старый дом в Мейнуте под галерею. С тех пор она постоянно занимается гончарным делом.
«Мне повезло. У меня была очаровательная жизнь, — говорит Грей. «Чтобы вырезать кусок, требуется много времени, но это лучший способ замедлить время. Это так приятно. И иметь такие отношения с клиентом — это прекрасно. Я пришел к выводу, что очень часто идеи, которые они мне дают, полностью открывают новый мир.”
Посетите Potter’s Studio и Gallery по адресу Brunel Road, 16 в течение декабря с 10 до 5 по выходным или с 11 до 4 по будням, или найдите его в Интернете на thepottersstudio.com или на Facebook здесь. Галерея будет закрыта с января по март, пока Грей ведет инвентаризацию на следующий год, но она приветствует стук в дверь для тех, кому интересно.
определение сграффито по The Free Dictionary
Очень мало информации о типах и эволюции орнамента (например, все более широкое использование гротеска и арабески), ничего о технике (пастилья, вставка для стекла, картапеста, сграффито).Эти старинные исконно орнаменты берут свое начало в искусстве петроглифов и украшении сграффито на коре, которое традиционно производилось племенами Малисит в Нью-Брансуике и Квебеке, микмаком Новой Шотландии, островом Кейп-Бретон, островом Принца Эдуарда и полуостровом Гаспе. из Квебека и других соседних групп вабанаки. НА ЭТОМ УРОКЕ ученики конструировали пяти- или шестигранные коробки, в которых они использовали различные техники украшения поверхности — шелкографию, трафарет, фото декали, ручную роспись и сграффито.Они ссылаются на известную гончарку Bluecoat Джулию Картер Престон (1926-2012) и исследуют ее технику сграффито. Рабочие приехали, скажем, из Нишапура на северо-востоке Ирана, чтобы поделиться своими навыками использования скользящей посуды — полужидкой глины, которая была используется для сграффито, формы украшения, создаваемой путем царапания на поверхности, чтобы выявить слой разного цвета, а также для резьбы и росписи, в то время как мастера Хашана, другого иранского города, использовали каменную пасту, смесь шлифованного стекла и глины. .Она использовала технику, известную как сграффито, термин, производный от итальянского для «поцарапанного», надрезанного рисунка игольчатым инструментом. Первоначально построенный в 1908 году и спроектированный Hiss & Weekes, Belnord представляет собой палаццо в стиле итальянского Возрождения с пара закрытых арочных входов, расписанных фресками сграффито. стойкие и целеустремленные, ее новаторские, самобытные и элегантные горшки, миски и вазы с вращающимися колесами были минималистичны, исследуя материалы, плавную форму, текстуру поверхности, украшение сграффито, цвет, многослойные накладки и т. д. глазури.Я вижу черно-белое сграффито на поверхности этих монохромных работ как свои путевые заметки на полях, нацарапанные во время моих путешествий в поисках этих самых форм. Их совместные части, представленные на выставке, изображают библейские фигуры и характеризуются морем. зеленая матовая глазурь, вырезанная сграффито и инкрустацией оксидов. Эта техника известна как сграффито, что в переводе с итальянского означает поцарапанный.Царапая поверхность, сграффито — урок рисования с Дэвидом Данлопом
Сграффито, «царапать (по-итальянски)» — древний процесс.С древних времен художники царапали поверхности, чтобы выявить цвета подложек. В керамике художник прочесывает слои глазури, чтобы увидеть другие цвета внизу. Художники от да Винчи до Сезанна царапали и надрезали свои мокрые картины, чтобы использовать эффекты основного цвета. Современные инструменты сграффито включают в себя нечто большее, чем мастихин или конец кисти. Художники-граверы (граверы) используют сверла, цепи, резцы, скребки и любые приспособления, которые оставляют уникальный след на поверхности металла, т.е.е. пластина, на которой выполнено изображение.
Автографические свидетельства царапин служат одновременно и методом, и источником вдохновения, охватывающим периоды времени от Рембрандта до Тернера и Сая Твомбли. В примере 1 представлена работа Сая Туомбли 1960 года. Его обработка поверхностей основывалась на его технике скретчинга. Стирание Твомбли — еще одна форма сграффито, применяемая здесь.
Пример 1. Сай Твомбли.
А теперь представьте себе удовольствие царапать полированную и смешанную поверхность с подложками различных цветов и текстур.Джеймс Уистлер, не только художник, но и гравер, понимал, что рисование и живопись можно улучшить с помощью соскабливания и царапин. Он работал тонкими слоями краски, которую затем вытирал, царапал и царапал, как показано в примере 2 (картина Уистлера на Сан-Марко, Венеция).
Пример 2. Живопись Вистлера.
В следующих примерах сначала показано исходное нижележащее изображение с различными цветами и текстурой, за которым следуют наложения цветов, которые затем обрабатываются сграффито. Для начального рисования и смешивания цветов я использую мягкие плоские кисти шириной от 1 до 8 дюймов.Для инструментов сграффито у меня есть широкий выбор скребков и скребков из твердого пластика для шелкографии. В Примере 3 представлены фотографии некоторых кистей и инструментов сграффито.
Пример 3. Щетки, скребок и ракель.
Начав с обработанной фотографии болотистой местности (пример 4, шаг 1), я начинаю путь дистилляции и реконфигурации. Пример 5, шаг два, представляет мое исходное изображение, которое превратилось в пример 6, шаг три. Нижние 3/4 этого изображения (пример 6) покрыты вуалью смешанного масляного цвета.Пока мокрый, я наношу следы сграффито, которые вы видите в примере 7.
Пример 4. Переделанное фото.
Пример 5. Шаг первый.
Пример 6. Шаг второй.
Пример 7. Шаг третий.
Я использую аналогичный процесс с примерами 8 (первый шаг) и 9 (второй шаг). В Примере 8 есть применения цвета и текстуры, которые служат в качестве основы для последующего нанесения смешанного цвета и последующих отметок сграффито в Примере 9.
Пример 8.Шаг первый, подложка.
Пример 9. Шаг второй, после смешивания накладок и сграффито.
Конечно, процесс не обязательно должен заканчиваться сграффито. В примерах 10 и 11 прослеживается процесс, который проходил через начальную укладку, за которой следовала работа ракелем сграффито, за которой следовала работа сграффито пальцами, за которой следовали дополнительные эффекты краски и щетины сграффито. При последнем нанесении краски маленькие тонкие щетинки втирают узоры в водную поверхность, чтобы создать впечатление вибрации и легкого движения.
Пример 10. Шаг первый.
Пример 11.