Рисунок пятном в графике
Окт 04, 2016
in Мастер-классы по рисованию by Марина ТрушниковаРисунок пятном в графике. Как создавать красивые черно-белые рисунки.
Любой графический рисунок можно отнести либо к линейной графике, либо к пятновой. В первом случае это будет рисунок линиями, во втором – рисунок пятном. Возможно также сочетание линии и пятна в одной композиции. В каждом из этих случаев есть своя особенность для восприятия, свой смысл и красота.
Мы уже немало говорили о линейной графике, особой выразительности линии, а теперь давайте рассмотрим другое изобразительное средство – ПЯТНО. Пятновая графика не менее разнообразна и интересна.
СИЛУЭТ В ГРАФИКЕ
Самый простой вариант черно-белых композиций – это СИЛУЭТ, черное изображение на белом фоне или белое на черном. Вы наверняка встречали такие черно-белые рисунки в книгах.
Искусство силуэта имеет древнюю историю и восходит к фигуративной росписи на сосудах Древней Греции. Помните те прекрасные изображения на амфорах: мифологические сцены, Олимпийские игры, фигуры греческих красавиц и атлетов?..
Настоящий же бум искусства силуэта пришелся на 18-19 века. Можно сказать, что тогда изготовление силуэтов было повальным увлечением.
Многие художники отдали дань этому виду графики и создали прекрасные образцы силуэтных работ.
Где только не находили им применение: иллюстрации, портреты, рисунки на ширмах, посуде и в интерьере… Умению создавать силуэтные композиции обучали даже в институте благородных девиц!
Традиционно силуэтные портреты вырезались из черной бумаги и наклеивались на белый фон. Контраст черного и белого давал возможность точно и быстро передать черты облика, ведь профиль человека в силуэте очень легко узнаваем.
Легкость исполнения и, соответственно, дешевизна сделали такой вид графики очень популярным. Однако, чтобы картинка была выразительной, важно очень точно подметить особенности очертаний формы того или иного персонажа, дать характерные её детали.
Лет десять назад я и сама занималась силуэтными портретами. Острые ножницы, черная бумага, намётанный глаз – и через 10-15 минут твой натурщик будет запечатлен на века. Хорошее развлечение на вечеринке или приработок в голодный год… 🙂
Хотя, конечно, силуэтные композиции могут быть гораздо более сложными и притягательными для рассматривания, нежели просто портреты.
ЧЕРНО-БЕЛЫЕ РИСУНКИ С ОТТЕНКАМИ СЕРОГО
Однако кроме локально черного пятна в графике могут использоваться и все оттенки серого. Мы видим эти градации в рисунках углем, соусом, пастелью, тушью.
В этом случае изображение уже может быть объемным, реалистичным, очень достоверно передающим реальность.
Но как бы то ни было, и здесь пластика и выразительность пятна
При всей простоте мотива их графические листы необыкновенно притягательны. Игра размытых и четких пятен, красивое перетекание серых цветов, совершенство и гармония форм.
И вот мы уже всем нутром ощущаем нежные, утонченные, такие хрупкие листки орхидеи, мягкую шерсть кошки, скорость стремительного бега лошади, радость полёта птицы…
На примере этих работ мы можем понять, что рисунок пятном – это нечто большее, чем узнаваемый силуэт.
Вот это очень важный момент, который мне хотелось бы донести до вас.
Выразительность изображения может быть заложена
НЕ ТОЛЬКО в узнаваемости силуэта (что изображено),
но и В САМОЙ ФОРМЕ пятна (как изображено).
Больше интересного: Рисунок тушью с использованием графитного и угольного карандаша!
О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПЯТНО?
Давайте возьмем для примера разные пятна.
Даже если наш глаз не находит в каком-то из этих пятен знакомых очертаний (а он очень пытается), то мы можем связать форму пятна с определенными ощущениями.
Например, мы можем сказать, спокойное это пятно или подвижное, агрессивное или дружелюбное, нежно-утонченное или монументально-массивное.
Какие ассоциации вызывают у вас те или иные пятна? Можете ли вы их почувствовать?
Предлагаю вам посмотреть запись одного из моих выступлений в Перископе (из тренинга «Открой в себе Творца»). В нем я делюсь практикой создания пятен с разным характером.
После выполнения упражнений вы сможете освободить руку и создать собственные художественные образы, позволив пятну “заговорить” языком силуэтов.
Язык пятна в графике: практические упражнения
ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ ПЯТНА
Из основных форм пятна мы можем выделить четыре, каждая из которых по-разному воздействует на зрителя:
- Квадрат и прямоугольник.
Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Квадрат наиболее статичен и тяжёл, не склонен к движению. - Круг.
Замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив. Для человека круг ассоциируется с понятиями “добро”, “счастье”, “жизнь”. - Треугольник.
Самая подвижная, динамичная форма, устойчива только в случае, если одна из сторон горизонтальна. Треугольник – символ движения, энергии, иногда даже агрессии. - Форма “амёбы”.
Её текучесть выражает неустойчивые по характеру образы в широком диапазоне от романтичности, меланхолии до пессимизма.
Современные художники активно используют пятно именно в качестве “пятна”. 🙂 Полюбуйтесь!
У Тацуо Ямагучи я бы посоветовала посмотреть еще другие картины.
На основе пятна можно делать прекрасные работы:
Итак, из этой статьи вы узнали, что какой бы графический рисунок вы ни создавали, силуэтный ли или тональный, немаловажно помнить о ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ пятна.
Совершенствуйте свои умения в создании интересных по форме, пропорциям и динамике пятен, и ваши рисунки будут более выразительны и привлекательны! Успехов вам!
Буду благодарна за комментарии и репост статьи в соцсетях!
izo-life.ru
Мастер- класс на тему: «Рисование пятном»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя школа №2»
Октябрьского муниципального района
Волгоградской области
Мастер – класс
« Рисование пятном»
( методическая разработка)
Учитель начальных классов:
Гурова Галина Ивановна,
высшая категория
Тема: «Рисование пятном»
Цель: Научить детей рисовать пятном.
Задачи: познакомить с новым способом изображения рисунка – пятном,
использовать пятно как основу изобразительного образа на
плоскости;
развивать творческое воображение;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту
окружающего мира;
развивать мелкую моторику рук;
формировать навыки аккуратной работы;
Рисовать пятном по силам ребенку любого возраста. Главное начать эту работу с простого изображения постепенно усложняя и раскрывая возможность фантазии.
Ребёнок в процессе такой работы расширяет свой кругозор и получает дополнительные знания и умения. На занятии развивается логическое мышление, эстетическое восприятие.
Оснащение: альбомный лист, краски, кисточка, салфетка, демонстрационный материал, фотоаппарат.
План:
1. Вступление.
-актуальность темы
-основное понятие
2. Основная часть
— история изображения
— виды изображения
— выполнение изображения «Цветок» (поэтапно)
3. Анализ проведенного мероприятия.
-выставка работ
-фотосессия
— анализ работ
4. Литература.
1.Введение
Актуальность темы.
Данная тема заинтересовала меня тем, что детей можно довольно быстро и легко увлечь полезным увлекательным делом, показать им ,как из простого пятна может появиться любой предмет из окружающего мира.
Основное понятие.
Понятие «изображение пятном» – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.
2. Основная часть
История изображения
— Ребята, кто из вас любит рисовать?
-А знаете ли вы, что рисовать можно разными способами?
Есть такой метод-рисование пятном.
Этот метод рисунка ввел британский художник-пейзажист Александр Козенс в конце XVIII столетия, позаимствовав идею у Леонардо да Винчи. Он попытался показать, как художники могли бы использовать пятна чернил, чтобы помочь воображению и освободить себя от формального шаблонного подхода к рисованию.
Идея заключалась в том, чтобы использовать случайные формы вместо того, чтобы работать в предписанной концепции пейзажа, изображения человека и т.п. Козенс полагал, что группа более или менее случайных пятен вполне способна наметить формы, которые в дальнейшем послужат основой рисунка, и продемонстрировал свой метод с помощью кисти и чернил на примере весьма эффектных произведений.
Идея использования случайных эффектов хорошо знакома большинству акварелистов, которые быстро учатся превращать пятна и кляксы в удивительно эффектные находки, придавая своим произведениям неповторимую оригинальность.
-Сегодня я постараюсь научить вас рисовать этим необычным способом.
Но сначала я расскажу вам одну историю. Однажды с кисточки сорвалась капля и упала на лист бумаги. Капля растеклась и получилась огромная клякса. Бумага от этого очень расстроилась. Однако это было неприятно и кляксе. Но вдруг клякса услышала голос Мастера Изображения. Он обещал все исправить.
Вскоре клякса забыла, что она была просто пятном, ведь теперь она превратилась в …
-Вот сегодня мы и узнаем в кого могла превратиться капля и научимся сами превращать пятно в разные изображения.
Виды изображения
-Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге краской
и попробую кого-нибудь дорисовать.
(Показ на доске)
-Кто у меня получился?
(божья коровка)
-А кого еще можно было бы дорисовать?
(цветок, облако, утенка и т.д.)
-При помощи чего еще можно изображать различные предметы, животных, растения?
(При помощи пятна)
-Вспомните, правила техники безопасности с краской, кистью и водой. (Ответы учащихся).
Выполнение изображения «Цветок» (поэтапно)
— А теперь попробуем нарисовать цветок при помощи пятна
— Положите альбомный лист
– Сделайте пятно на листе бумаге
— Возьмите краску этого же цвета, только более густую и нанесите на пятно разводами.
— Дорисуем нашему цветку лепестки.
— А теперь осталось нарисовать стебель и листочки.
— Таким образом, мы из пятна получили прекрасный цветок.
Можно дорисовать вазочку и если есть желание еще несколько цветов, чтобы получился букет.
Анализ проведенного мероприятия
Выставка работ, фотосессия
Анализ работ
Работы детей получились интересными, разнообразными по цветам и оттенкам. Все ребята старались показать свою индивидуальность. Работы выполнены аккуратно. Цель занятия достигнута.
Литература:
Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
Л.Ю.Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству»
Литература по рисованию «Пути дизайна»
Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.
infourok.ru
Уроки рисования карандашом, уроки
рисования для начинающих, как нарисовать поэтапно, как
рисовать по клеточкам, как нарисовать красиво, рисунки
карандашом, рисунок карандашом Когда обычный человек смотрит на пейзаж, то он видит улицу, дома, деревья, людей. А когда художник смотрит на этот пейзаж, то он видит линии и пятна. Если художник в этот момент рисует карандашом, он видит темные и светлые пятна, если цветными карандашами или пишет красками, то видит цветные темные и светлые пятна. Художник видит линии и пятна, переносит их на холст, а зритель различает на холсте – улицы, дома, деревья, людей. Вот такое волшебное превращение, и без него никуда. Если вы желаете научиться рисовать что угодно, независимо от формы и материала, попробуйте увидеть не предметы и объекты, а линии и пятна. Что значит увидеть линии и пятна? В правильном обучении рисованию учат общим принципам (формулам), благодаря которым начинающий Художник может нарисовать с натуры и по воображению все подобные предметы. Например? Например,
как делать объемными предметы размещая правильно
светлые и темные пятна: блик, свет вокруг блика,
полутона (полутени) вокруг света и тень (самые
темные места). И даже не важно умеете вы
штриховать или нет! Я постараюсь показать на примере, как
будто я не умею штриховать .
Это значит вокруг блика всегда будет темное место, а там где у непрозрачных предметов обычно самая темная тень, у прозрачных будет светлое место. Примерно вот так: Проверим эту формулу на винограде:
На среднестатистической бутылке всё тоже самое: вокруг бликов темные места, вокруг темных мест полутона, а в самой тени — светлые пятна, меняется только форма пятен:
И даже радужную оболочку глаза рисуем по принципу (формуле) прозрачных предметов: Вот так, всего лишь поменяв тень и свет местами, рисуя любой предмет, вы можете создать иллюзию прозрачности! Надеюсь, вы заметили , принцип рисования и этапы рисования разных предметов были одинаковыми. Это называется общими принципами. Знание общих принципов очень
облегчает работу Художника. Есть еще более общий
принцип для рисования, благодаря которому можно за
пару недель научиться рисовать ВСЁ, что
угодно!
И
теперь самое важное! Что нужно приготовить для занятий? Нужна бумага для рисования А4 (альбомный лист), простые
карандаши, ластик. И не забудьте записаться на курс Выберите подходящий
вариант
Загрузка таймера
Еще
рисунки
учеников с
базового курса №1 «УЧИМСЯ ВИДЕТЬ И РИСОВАТЬ КАК ХУДОЖНИК!» |
www.mogut-vse.ru
Черно-белая графика знаменитых художников | Журнал Ярмарки Мастеров
Графика — моя любовь, и хочу поделиться с вами этой любовью 🙂 С графики всё начинается: эскиз карандашом предшествует любому замыслу. Графика очень притягательна, её хочется рассматривать, и всегда есть что рассмотреть: свет и тень, ночь и день, белое и черное, линия, пятно, штрих, точка.
Некоторые картины настолько известны, что им посвящены отдельные статьи в Википедии. Вот как раз с такой и начнем смотреть:
Альбрехт Дюрер «Меланхолия» (ок.1514 г.) Самая загадочная — существуют самые разные мнения, что означают символы на этой картине. Одно несомненно: эмоциональное воздействие на зрителя!
Альбрехт Дюрер «Носорог» (1515 г.)
Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» 1487
Ганс Гольбейн Младший Серия гравюр «Пляска Смерти» ксилография 1538 «Старик» и «Старуха»
Ганс Гольбейн Младший, рисунок серебряным карандашом Иакова Мейера цум Хазен, 1516, Базель, гравюрный кабинет
Рембрандт Харменс ван Рейн. Три распятия, 1653 Сухая игла, резец, пергамент, 38х42.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Рембрандт Харменс ван Рейн. Фауст, 1650-1652 Гравюра, 21х16.
Рикс Музей, Амстердам
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с широко раскрытыми глазами, 1630 Гравюра на меди, 51х46. Риксмузеум, Амстердам
Рембрандт Харменс ван Рейн. Пожилой мужчина с волнистой бородой, 1631 Гравюра. Настоящее местонахождение неизвестно
Уильям Блейк «Elisha in the Chamber on the Wall» 1820. 243 x 210 mm. Галерея Тейт, Лондон
Уильям Блейк
Иов с дочерьми. 1823-26. 217 x 170 mm. Галерея Тейт, Лондон
Уильям Блейк
Геката. 1795. Галерея Тейт, Лондон
Франциско Хосе де Гойя «Сон разума рождает чудовищ» из серии «Капричос» (El sueno de la razon produce monstruos). 179. From the series Los Caprichos, plate 43. Etching and aquatint. 1798 офорт
Гюстав Доре иллюстрация к рассказу Эдгара По «Ворон»
Гюстав Доре иллюстрация Оноре де Бальзак «Озорные рассказы»
Елизавета Меркурьевна Бём, Знаменитые силуэты, литография
Винсент ван Гог
Эгон Шиле
«Шиле, пишущий обнажённую натуру перед зеркалом», 1910 карандаш Graphische Sammlung Albertina, Вена
Пабло Пикассо
Портрет Игоря Стравинского. 1920. Graphite and charcoal. Музей Пикассо, Париж.
Анри Матисс
Феликс Валлоттон
«Красивое воскресение» 1895
Феликс Валлотон «Манифестации». 1893
Феликс Валлотон «Лень»
Серов Валентин Александрович Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой 1899 г. бумага литография
Серов Валентин Александрович Портрет композитора И.К.Глазунова 1899 г
Билибин Иван Яковлевич.
«Концовка для журнала «Мир искусства»» 1899
И. Я. Билибин. Титульный лист к статье «Народное творчество русского Севера». Журнал «Мир искусства». 1904
И.Я. Билибин Книжная иллюстрация
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
Кипарисы
1902 г Бумага, ксилография. 310х240 (200х105). Коллекция В.С. Геворкяна
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
Нева ранним утром
Из альбома «Петербург»
1922 г. бумага литография
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
Ледоход
Из альбома «Петербург»
1922 г. бумага, литография . РГБ
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
В парке. Тополя
1902 г. бумага, ксилография
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
Липовая аллея и памятник Павлу I
Из альбома «Пейзажи Павловска»
1923 г. бумага, ксилография
Шагал Марк Захарович
Иллюстрация Н.В. Гоголь «Мёртвые души». 1927
Гончарова Наталья Сергеевна
«Английский Лев»
Из серии «Мистические образы войны»
1914 г. бумага литография
Гончарова Наталия Сергеевна
Конь Блед
Из серии «Мистические образы войны»
1914 г. Бумага, литография. 320х243. Коллекция В.С. Геворкяна.
Гончарова Наталия Сергеевна
Братская могила
Из серии «Мистические образы войны»
1914 г. Бумага, литография. 250х322. Коллекция В.С. Геворкяна
Гончарова Наталия Сергеевна
Деревья
Иллюстрация к поэме А. Крученых «Пустынники. Пустынница»
1913 г. Бумага, литография. 182х143. Коллекция В.С. Геворкяна
Фаворский Владимир Андреевич
Б. Пильняк «Без названия». Иллюстрация
1932 г. бумага, ксилография
Фаворский Владимир Андреевич
Б. Пильняк. Иллюстрация
1932 г. бумага, ксилография
Фаворский Владимир Андреевич
Б. Пильняк «Рассказ о гибелях». Заставка
1932 г. бумага, ксилография
Митрохин Дмитрий Исидорович Букет в вазе
1934 г. бумага, резцовая гарвюра
Митрохин Дмитрий Исидорович
Ленинград. Зима
1937 г. бумага, резцовая гравюра
Митрохин Дмитрий Исидорович
Цветы ирисы
1939 г. бумага, резцовая гравюра
Верейский Георгий Семенович
Городской пейзаж
1950-е гг.
На этом пока остановлюсь 🙂 Надеюсь, вам было интересно! Планирую вторую часть 1 современную графику, не пропустите 🙂
www.livemaster.ru
Учебный рисунок портрета «от пятна»
Учебный портрет от пятна
Рассмотрим стадии рисунка учебного портрета.
Для разнообразия, на портретируемом элементы исторической одежды.
Как всегда, начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш.
Как всегда, вначале размечаем композицию на листе.
Располагаем основные части и характерные куски, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.
На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, массы и характер основных форм и пятен.
Данный рисунок делаем от пятна, практически без построения.
На каждом участке схватываем наиболее характерное, не зависая!
Постепенно смягчается светотень, появляются полутона по всему рисунку. используем это для того, чтобы лучше сравнить расположение и характер основных частей — форм и пятен.
То, что ближе к нам — делаем чуть активнее (контрастнее). То, что дальше — чуть мягче.
И постепенно набираем реальную светотень.
Для того, чтобы верно взять тональные соотношения, часто смотрим расфокусированным взглядом на натуру и на рисунок.
Еще углубляем тональные отношения и решаем, когда поставить точку.
Олег Торопыгин
www.artstudying.com
Точка, линия, пятно
Основа композиции
В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом. Но, для начала, требуется разобраться с тем, что подразумевается под точками, линиями и пятнами.
Точка
Точка — это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов.
Однако, из точек может состоять и все изображение. В живописи даже существовало направление — пуантилизм, представители которого писали картины посредством нанесения на холст точек. В современной действительности все цифровые изображения представленные на мониторе и напечатанные с помощью любого вида принтеров и печатных станков состоят из огромного количества точек, которые сегодня уже не различимы из-за их сверх малого размера и высокой плотности расположения на плоскости.
Линия
Линия образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек.
Линии придают динамичность композиции. Например, диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально же расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.
Пятно
Пятно — это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно вегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.
Использование точек, линий и пятен в композиции
Точка и пятно
Одним из возможных способов сочетания точек и пятен в композиции является сопоставление большого и малого. Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.
Точка и линия
Наиболее ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.
Линия и пятно
Самым наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.
xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai
МАСТЕР-КЛАСС «Роспись от пятна » (в технике горячего батика)
РОСПИСЬ ОТ ПЯТНА
При этой технике батика ткань не окрашивают полностью, а работают с «пятнами» краски, а затем каждое пятно прорисовывают восковым резервом с помощью кисти, чантинга или батик-штифта. При этом работать в этой технике можно только парозакрепляемыми красителями.
У этой техники масса возможностей и много разновидностей. Работая «от пятна» можно получить как почти стилизованные, упрощенные рисунки, с очень лаконичным сюжетом и упрощенными плоскостями (без передачи объема, теней и т.д.) до почти живописных работ. Натягиваем ткань на раму и переносим рисунок на ткань.
Нам потребуются парозакрепляемые красители (здесь — фирмы «Гамма»), батик-штифт или тонкая кисть и воск (хозяйственные свечи). если вы будете работать кистью, то необходима также кастрюлька, где на водяной бане будет разогреваться воск. Сначала зарезервируем горячим воском белые тычинки пиона, затем нанесем желтый краситель и зарезервируем желтые тычинки. После этого возьмем светло-розовый краситель и равномерно окрасим лепестки, которые хотим оставить светло-розовыми (1). Оставляем ткань сохнуть. При первом покрытии ткани краской, когда еще нет никаких элементов прорисованных горячим воском, для быстроты работы можно просушить расписанную ткань феном. Только держите его подальше от ткани: сильная струя горячего воздуха может даже на хлопке отогнать краситель к краям, и у вас получится светлое пятно с ореолами (этот приём используют как декоративный в росписи по шелку, чтобы получить красивые легкие разводы-ореолы, но в данном случае нам это не нужно). И тут же уберите фен подальше. В дальнейшем его использовать нельзя. Как бы вы не старались, вы всё равно (даже и не заметите, как это получилось) подтопите феном воск в самом ответственном месте, что может работу безнадежно испортить. Поэтому лучше наберитесь терпения и на следующих этапах окрашивания ждите, когда ткань высохнет сама. Затем начинаем работать с лепестками пиона. Мы должны придать им объем и живописность. Для этого прорабатываем каждый лепесток пиона в отдельности, где-то размывая цвет, а где-то делая его гуще, создавая тени и освещенные участки, и отделяя лепестки друг от друга. Расписав первый ряд лепестков (1) и зарезервировав его воском переходим к следующему ряду (2) и т.д.(3,4), постепенно добавляя и усложняя цвета. Кое-где добавим капельку желтого цвета, где-то положим боле темный «густой» тон. Так расписываем каждый ряд лепестков.
1.
2.
3.
4.
Постепенно наш пион приобретает свои очертания. Когда цветок полностью готов, так же как и в первом случае начинаем расписывать листья. Постарайтесь добиться естественных оттенков зеленого (см. гл. «Работа красителями»). Точно также как мы расписывали лепестки, распишем и листья (5,6).
5.
6.
Когда весь пион вместе с листьями будет зарезервирован горячим воском, начинаем работать с фоном. Сначала смачиваем весь рисунок чистой водой (7). Засохшие края красителей постепенно начинают отмокать, терять свои резкие очертания и растекаются по ткани, (иногда очень живописными разводами!). Если вы положили на ткань в процессе работы очень много красителей, то нанесите побольше чистой воды и тщательно кистью размойте краситель. Протрите хорошенько ткань чистой мягкой тряпкой и снова повторите процедуру. Так иногда можно удалить почти весь лишний краситель, не прибегая к отбеливателям, то есть технике «вытравка», и значительно высветлить фон работы.
7.
Когда результат нас будет устраивать, начинаем окрашивать фон (8), его можно окрасить однотонным красителем, а можно это сделать с мягкими переходами из тона в тон. Данная техника это позволяет. И совсем не обязательно (как советуют многие «руководства» к горячему батику) заливать фон темным красителем.
8.
9.
10.
После того как ткань высохнет (9), удаляем воск (10). При желании можно добавить кракелюров, и работа вполне может быть достойна того, чтобы ее вставили в раму.
Удачи!
Чивилева Ксения
www.livemaster.ru