Одним из важнейших требований к дизелям при их проектировании в условиях повышенного режима экономии нефтяных топлив является целесообразность применения нетрадиционных сортов, т. е. таких, которые обеспечивают максимальный выход топлива при переработке 1 т нефти, а также применения топлив из других источников сырья: угля, сланцев, торфа, битуминозных песчаников и т.д. Иными словами, дизелю необходимо придавать свойства многотопливности.

Возможность создать двигатели, надежно работающие на различных топливах, давно привлекала внимание исследователей. В этом направлении имеются детальные экспериментальные проработки как в России, так и за рубежом, которые сводятся к изучению влияния рода топлива на рабочий процесс ДВС. Это воздействие проявляется через состав продуктов сгорания, их теплоемкость, степень диссоциации, теплоту сгорания. Поскольку в современных нефтяных топливах отношение углерода к водороду изменяется мало, то и удельный расход также меняется незначительно (1-2%). Однако, как известно, род топлива оказывает существенное влияние на рабочий процесс двигателя и его характеристики. Вместе с тем можно подобрать параметры двигателя таким образом, чтобы обеспечивалось сжигание любых видов светлых нефтепродуктов в течение определенного периода. А. С. Соколиком и В. П. Карповым предлагается следующая схема рабочего процесса ДВС с внутренним смесеобразованием: подача в форкамеру испаренного топлива с образованием в ней смеси с а = 0,6 4-1,0; впрыск топлива в цилиндр; регулирование угла зажигания при условии, чтобы воспламенение в цилиндре происходило непосредственно после впрыска топлива. На опытной установке испытывались топлива различного фракционного состава (от бензина до солярового масла) при степени сжатия 8,7 и частоте вращения 900-1400 об/мин; октановые числа у топлив имели значения от 20 до 70, цетановые числа от 50 до 25. Опыты показали, что предлагаемый рабочий процесс не лимитируется ни детонацией, ни дымлением, ни применением бедных смесей при регулировании мощности. Данный рабочий процесс обеспечивает снижение удельного расхода топлива и загрязнения атмосферы дымом и окисью углерода.open uri20110921 39492 3skl0l